ДИАЛОГ С ШОНОМ РОССОМ [EXCEL]
1 Февраля, 2024
Шон Росс — один из героев Лос-Анджелесского скейт-панка 1980-х, а также идейный вдохновитель и основатель группы EXCEL, которая одна из первых скрестила хардкор-панк и трэш-метал. С ранних лет он увлечен граффити и бешеными трюками на доске, и всё это прямо отразилось на его музыке. Может показаться, что Шон посвятил EXCEL всю свою жизнь, но группа — это лишь одна сторона его творчества. В первой половине 1990-х он работал в бренде FUCT, застав расцвет культуры стритвира, а затем рисовал графику для многих брендов, включая Stussy и XLARGE.

В нашем диалоге мы охватили важные отрезки из жизни Шона: от воспоминаний об отце-скейтере и культовом парке Marina, до знакомства с панк-роком, создании граффити-команды Kings Stop At Nothing и всём, что связано с EXCEL. Чтобы вам было легче проникнуться атмосферой этих событий, специально для GRADE Шон поделился своими архивными фотоснимками.
Ваш отец катался в скейт-парке Marina в 1978 году, когда вы были еще ребенком. Помните что-нибудь из тех времен?
Примерно в 1978 году мой отец занялся скейтбордингом, тогда, в основном, все катались в скейт-парках. Мне было 10 лет. Годом позже в Марина Дель Рей открылся свой скейт-парк. Поскольку он был ближе всего к нашему дому, то мы быстро его облюбовали, Marina стала нашим вторым домом. До сих пор это одни из моих самых лучших воспоминаний, мы регулярно катались вместе со многими легендами той эпохи. И именно в этом скейт-парке я впервые узнал о панк-роке.
Скейт-парк "Marina"
Говоря о тусовке скейтеров в Marina, вы упомянули, что «В 79-м или 80-м все они из укурков превратились в панк-рокеров». А как вы открыли для себя панк-рок?
Это случилось примерно тогда, когда многие местные скейтеры постарше (из команд Z-Boys и т. д.), с которыми я катался в Marina, решили попрощаться со своими длиными волосами, забрить затылки под ноль и одеваться в более жестком стиле. Я прекрасно это помню, как день и ночь. В 1981 году в Marina выступали The Adolescents, наверное, это была первая хардкор-панк группа, на концерте которой я побывал. В скейтпарке был боул, в котором стояли колонки, субботними вечерами мы слушали радиопрограмму Родни Бингенхеймера «Rodney On The Roq». Родни ставил много панка, и благодаря нему я узнал о куче классных групп.
Вы известны как участник группы Kings Stop at Nothing — одной из первых граффити-команд в Лос-Анджелесе. Расскажете об истории её создания?
Мы с Адамом Сигелом (нашим гитаристом из оригинального состава) начали рисовать граффити, когда узнали о них из выпусков журнала High Times, которые собирал мой отец. Он учился в школе Fairfax High School наряду со многими легендарными граффити-райтерами первого поколения Лос-Анджелеса. Он был намного активнее меня, я, в свою очередь, специализировался на граффити в стиле лос-анджелесских банд. Наша команда была продолжением группы. Расти в Лос-Анджелесе в то время — это было чертовски круто.
Kings Stop at Nothing, конец 80-х
Говоря о корнях EXCEL, вы сказали: «Мы были панками, которые открыли для себя Slayer и другие метал-группы». Какой путь вы прошли, будучи панками, чтобы начать играть что-то новое, что позже назовут кроссовер-трэшем?
Был 1984 год. Мы мы открыли для себя такие группы, как Slayer, Trouble и Metallica. В то же самое время в то же время мы слышали, как панк-группы, вроде English Dogs и Corrosion Of Conformity, металлизировали своё звучание, представив более тяжелый подход к хардкор-панку. После нового года 1985 года наша группа сменила название с Chaotic Noise на EXCEL, мы, естественным для себя образом, смешали два наших любимых стиля, панк и метал, чтобы попытаться создать собственный.
EXCEL известны не только музыкой, но и своим визуальным языком. Мы имеем ввиду обложки, мерч и афиши, созданные Алексисом Россом и Риком Клейтоном. Как вы с ними познакомились?
Примерно в 1986 году мы с Дэном начали работать в сфере скейтбординга и уличной одежды. Во много это отразилось на том, что мы начали проявлять подход к мерчу EXCEL скорее как к бренду одежды, а не как к простым майкам метал-группы. Дэн знает Рика Клейтона со школьных лет. Я знаю Алексиса Росса с 80-х, он состоял в граффити-команде Blue Crew из Вениса, и в ней было много пересечений участников с Kings Stop at Nothing.
В 90-е годы вы начали работать в бренде FUCT с Эриком Брунетти. Как это случилось?
Я познакомился с Эриком на панк-гиге примерно в 86-87 годах. Мы сразу же нашли общий язык. Тогда он только переехал с Восточного побережья. Примерно в 92-м, вскоре после того, как он основал FUCT, я узнал о том, что в бренд нужны сотрудники. Когда они расширились до отдельного склада, мне разрешили переехать на склад, так как мне нужно было где-то жить. Время было сумасшедшим, и это была заря индустрии уличной одежды, какой мы ее знаем сейчас. Эрик дал мне полную творческую свободу, и мы создали группу, которая сопровождала бренд, под названием Lucifer Wong. Третий альбом EXCEL, Seeking Refuge, мы записывали как раз на складе FUCT.
Шон Росс в офисе FUCT
Вы также работали в Dogtown, занимались графикой для Stussy и XLARGE. Расскажете об этом подробнее?
Я начал работать в Dogtown примерно в 1986 году, затем в FUCT в начале 90-х. После этого я перешел в World Industries, чтобы работать со SLICK и Джефом Хартселом и их новым брендом, Shaolin Wood Company. Затем я продолжил работу в World Industries примерно до 99-го года (когда они приобрели DUB Brand и Droors). Свою «карьеру» в скейтбординге и уличной одежде я завершил в качестве менеджера по маркетингу и менеджера команды скейтеров в FRESHJIVE в начале 00-х. В прошлом Stussy и X-LARGE использовали мои надписи в своей графике. Я вносил свои идеи в FUCT, FRESHJIVE и другие бренды на протяжении многих лет.
Почему вы, имея такой опыт в графическом дизайне, не заявляете о себе как графический дизайнер/художник?
Было круто внести свой вклад в уличную одежду, но это никогда не было тем, чем бы я занимался полный рабочий день. Если Эрик обратится ко мне, я всегда буду рад помочь, чем смогу. Но благодаря опыту работы с брендами я с легкостью беру на себя арт-дирекшн всех релизов EXCEL.
Для кроссовер-группы у EXCEL выходили весьма необычные релизы. Например, коллаб с Bounty Hunter. Как это произошло?
Хикару, основатель Bounty Hunter — наш с Дэном давний друг, он большой фанат EXCEL, который долгое время поддерживает группу. Иногда мы делаем с ним что-то вместе.
Когда у EXCEL состоялось первое выступление после реюниона в 2014 году, что вы чувствовали?
Было круто. Изначально группа была большой частью нашей жизни, а потом эта часть жизни исчезла. Возможность сыграть наши песни снова спустя долгие годы — важный и ценный опыт как для меня, так и для Дэна.
В 80-е годы вас вдохновляли Black Sabbath, Black Flag, Slayer и Deep Purple. Какие группы нравятся вам сейчас?
В основном я слушаю почти ту же музыку, что и тогда. Много рутс-регги и даба 1970-х, психоделического рока 1960-х. Панк и трэш-метал 1980-х.
Какие планы у EXCEL на 2024 год?
Мы собрали новый состав, будем записывать новый LP, который выйдет в 2025 году. Еще у нас запланировано несколько выступлений на европейских фестивалях (Copenhell, Pitfest) и ряд других шоу.
Помимо мира музыки, скейта и граффити, чем вы увлечены сейчас?
Я стараюсь проводить время с семьей и работать над EXCEL вне основной работы. Буду честен, в последнее время на многое попросту не хватает времени.
О жизни в Лос-Анджелесе 80-х вы сказали: «Банды дрались на кулаках, а потом у них появилось автоматическое оружие. Когда появился кокаин, улицы стали еще безумнее и милитаризированнее. Нужно было маневрировать, чтобы пробиться через все это. Я думаю, что увлечение панк-роком, скейтбордингом и участие в группе позволяло нам оставаться в стороне от жизни/культуры, которую вы видели вокруг». Как считаете, панк/металл/скейт сцены по-прежнему являются альтернативой городскому безумию?
Я описывал конец 80-х — начало 90-х, всё это осталось глубоко в прошлом. Сейчас на улицах Лос-Анджелеса гораздо больше бездомных и наркоманов. Нам все еще приходится лавировать вокруг всего этого. Что касается всех сцен, которые вы упомянули, то они, безусловно, процветают. В Лос-Анджелесе проходит много классных концертов, появилось уйма групп, которые играют в самых разных жанрах. Сейчас я не слежу за уличной одеждой и всем, что происходит в этой индустрии, но мне очень прриятно смотреть на то, как сильно развилась и как далеко ушла культура скейтбординга.
ДИАЛОГ С ШОНОМ РОССОМ
1 February, 2024

SITE