RESEARCH: COLLABORATION WITH RIFATTO
29 МАРТА, 2024
В этом сезоне мы представляем трудоёмкую работу с Юя Кобаяши — основателем ателье RIFATTO и выдающимся японским мастером боро и сашико в Японии. Будучи увлеченными винтажной военной одеждой, мы предоставили господину Кобаяши то, что редко встречается на просторах страны восходящего солнца — советские вещи из комплекта «афганка» 1980-х годов. Из них он создал три уникальных предмета одежды, наполненных пацифистским посылом и философией ваби-саби. Представляем вам подробный обзор нашей коллаборации.
Война в Афганистане стала проверкой не только для советской техники и тактики, но и для униформы. В те времена СССР готовились к большому конфликту в Европе, затачивая под эту задачу всё, в том числе экипировку. Тактика СССР 1970-х годов подразумевала, что солдаты шли в атаки после артиллерии, а все имущество и провизию предполагалось перевозить на технике. И униформа соответсвовала таким задачам. Но афганская война шла по-другому.
Солдатам приходилось много времени ходить пешком там, где не могла пройти техника, а все имущество, включая еду, теплые вещи, спальники и приборы, было необходимо всегда носить с собой. Кстати, в похожей ситуации оказались американские солдаты во Въетнаме, но им быстро адаптировали экипировку. Появились ботинки, подходящие под климат джунглей, тропическая униформа, устойчивое к влаге снаряжение из нейлона, гигантские рюкзаки и так далее.

Поэтому советская форма была также адаптирована и улучшена. В первую очередь новый образец униформы выдавали войскам в Афганистане, поэтому в СССР её прозвали «афганкой». Хотя в самом Афганистане её называли «эксперименталкой». И называли так неспроста. По сравнению с прошлой формой образца 1969 года, «афганка» отличалась обилием преимуществ. Впервые советская полевая форма получила плоские пластмассовые пуговицы, а не объемные металлические. А еще они были закрыты планкой. Благодаря этому пуговицы реже терялись, т.к. не терлись о всевозможные препятствия во время передвижения ползком.
Летний китель был оснащен 4 удобными карманами с клапанами. Похожий дизайн, кстати, встречался на американской форме BDU. Но китель «афганки» отличался наличием двух накладных карманов на рукавах, а также встроенным внутренним шнурком для регулирования плотности посадки. Области локтей, подвергавшиеся наибольшему износу, были усилены овальным слоем ткани.

Брюки также были в чем-то похожи на BDU. Помимо шлевок для ремня область пояса была оснащена боковыми хлястиками на пуговицах для «быстрого» регулирования размера. По бокам располагались просторные карго-карманы, а область колен была усилена наколенниками (да-да, Double Knee) для более комфортного и безопасного передвижения ползком. Также брюки отличала сугубо «советская» деталь — простроченные стрелки спереди. Вероятнее всего, они были сделаны для придания силуэту парадного вида.
С 1984 года «афганку» изготавливали из двух типов ткани: артикул 3303 aka «хабэ» — хлопчато-бумажный вариант, который хорошо дышал, но быстро терял свой первозданный оттенок, от чего делал солдата видимым на фоне пустынь, и артикул 3155 aka «стекляшка» — менее дышащий, но более износостойкий материал за счёт использования синтетических волокон, который получил характерное название за счёт фабричного блеска (блеск, кстати, терялся после пары-тройки стирок).

Для совместной работы с RIFATTO мы отобрали несколько кителей и брюк 1980-х, сделанных как из «хабэ», так и из «стекляшки».
REPAIRED PANTS
Юя Кобаяши, основатель RIFATTO: «Когда я впервые увидел винтажную советскую военную униформу, то почувствовал, как сильно она отличалась от военной одежды других стран. У нее был более простой образ.

Я захотел дать этим вещам новую трактовку благодаря своему ремеслу — традиционной технике сашико в сочетании с патчворком из старых японских тканей.
Первозданные брюки отличались простым исполнением, этим они и прекрасны. Перед работой над ними я представил, что они могли износиться и протереться за долгие годы носки. Затем я задумался, как бы их мог отремонтировать японец. Я сделал несколько патчей и простегал их в технике сашико. Сами патчи сделаны из старинной японской ткани, из которой обычно шили кимоно. Мы вручную окрашиваем их в индиго».
FLOWER VEST
Юра Кобаяши: «Создавая этот жилет, я представлял, как стареет ткань с течением времени. Основная часть жилета сделана из материала, из которого раньше шили американское военные палатки. А карманы взяты из советской «афганки». Как известно, США и СССР — это страны, которые долгое время соперничали друг с другом. Я захотел объединить их военные вещи и пропустить полученный образ сквозь собственное виденье, чтобы создать что-то поистине важное, красивое и антивоенное.
На спине из многочисленных лоскутов выложен большой цветок. Я бы хотел, чтобы все люди прониклись красотой цветов. Ведь цветы прекрасны не только в своём распустившемся состоянии. Они не менее красивы в бутонах, и даже в моменты увядания».
BOMB BORO COAT
«Основу халата я сделал из частей различных брюк и кителей от «афганки». Мне не хотелось собирать из них какой-то новый предмет военной одежды, наоборот, хотелось создать что-то повседневное и современное. В качестве лоскутов были использованы старинные японские ткани, в том числе окрашенные в индиго», — рассказывает господин Кобаяши.
Главная особенность этой вещи — это то, что она сделана в технике «Bomb Boro», которую господин Кобаяши использует не так уж и часто. В ней он особым образом сочетает и сшивает стежками лоскуты, а затем обрабатывает их для достижения уникального узора, внешний вид которого снавним со взрывом бомбы. Похоже, что этот халат — это самая трудоёмкая вещь в технике «Bomb Boro», созданная господином Кобаяши за последние годы.
«Я пришел к «Bomb Boro» задолго до конфликта между Россией и Украиной. В 2022 году я получал множество осуждающих сообщений от людей, которые сочли название техники оскорбительным.

Причина, по которой я решил украсить халат техникой «Bomb Boro» заключается в том, что мне хотелось выгравировать историю о том, что было потеряно и разрушено на поле сражений», — Юя Кобаяши, RIFATTO.
Новая капсула GRADE, в которую войдет совместная работа с RIFATTO, будет представлена 31 марта.
RESEARCH: COLLABORATION WITH RIFATTO
29 Марта, 2024

RIFATTO
GRADE STORE