RESEARCH: VIBING CERAMIC ARTISTS
Керамику можно сравнить с серебром или золотом – уже на первых этапах создания изделия становится понятно, какую роль и для кого оно будет играть. Неприметная, но крайне необходимая вещь на кухне или причудливая статуэтка? Посуда или работа художника? А может всё вместе?

Год назад мы решили, что обычной керамики стало очень много. В эпоху быстрой информации душа требует чего-то «прикольного» и запоминающегося навсегда. Если это керамика, то она должна быть поистине многогранной: рассказывать свою историю, вызывать у зрителя good vibes only и, самое главное, раскрывать всю красоту подхода своего создателя.

Мы решили погрузиться в творчество пяти российских художниц-керамисток, которые ломают привычные представления о керамике – для них это отдельный вид искусства и колоссальный пласт для реализации смелых идей. Об этом мы с ними и поговорили.
RESEARCH: VIBING CERAMIC ARTISTS
Керамику можно сравнить с серебром или золотом – уже на первых этапах создания изделия становится понятно, какую роль и для кого оно будет играть. Неприметная, но крайне необходимая вещь на кухне или причудливая статуэтка? Посуда или работа художника? А может всё вместе?

Год назад мы решили, что обычной керамики стало очень много. В эпоху быстрой информации душа требует чего-то «прикольного» и запоминающегося навсегда. Если это керамика, то она должна быть поистине многогранной: рассказывать свою историю, вызывать у зрителя good vibes only и, самое главное, раскрывать всю красоту подхода своего создателя.

Мы решили погрузиться в творчество пяти российских художниц-керамисток, которые ломают привычные представления о керамике – для них это отдельный вид искусства и колоссальный пласт для реализации смелых идей. Об этом мы с ними и поговорили.
Вы раньше рисовали необычные граффити. Как от этого пришли к керамике? Были ли эти увлечения взаимосвязаны?
Я и сейчас рисую. Не все знают, но я художник-скульптор по образованию. Сложно сказать, что в моей жизни появилось раньше, и тем, и другим я занимаюсь очень давно. Недавно разбирала архивы, в этом году моему первому рисунку на поезде исполнилось 10 лет. Скорее это просто неиссякаемое желание что-то делать, выражать себя. Керамика, скульптура, граффити – это просто инструменты.
Большинство ваших изделий выглядят намеренно небрежно. Почему так?
Ну точно не намеренно (смеётся). Я даже стараюсь :) Как говорится, наибольший эффект наименьшими средствами! Это вообще мое кредо по жизни. Не люблю, когда вещи выглядят очень сложными, замученными. Ты смотришь на них и видишь, как, человек корпел над ними часами, потел и плакал. Люблю, когда мои штуки выглядят fresh. Как будто я сделала это за пять минут, легко, даже если на это у меня ушли недели. Ты понимаешь это только тогда, когда начинаешь повторять. Но это не значит, что я не стараюсь, я очень много думаю над цветом, композицией, формой и контекстом. Также пытаюсь культивировать свой уникальный стиль, почерк. Что-то бессознательное. И мне это нравится.
Вот, смотрим на ваши работы, и видим: всратые годзиллы, кривые боксёры, плывущие баллончики с краской, товарняки, горящие тачки ДПС и т.д. Как вам это всё в голову приходит? Есть какой-то чемоданчик идей или как?
Нет, не думаю. Это внешний мир, пропущенный через призму моего внутреннего мира и выпущенный обратно. Просто перебираю разные образы в голове и думаю: «О, вот это было бы круто, да, так и сделаю или блин, фигня какая-то, нужно подумать еще».
Есть ли вещи, которые вам хочется сделать, но еще не сделали?
Да, конечно. Это неконкретная вещь. Мне очень нравиться фешн-индустрия, мода, очень бы хотелось поучаствовать в сьемках Gucci, VETEMENTS или Lazy Oaf. Также очень бы хотела поработать художником в кино.
Есть такой американский художник Джордж Беллоуз, он рисовал всяких боксеров, спорт . Мне очень нравиться, как это все выглядит, его рисунки, композиция и цвет. Еще один из моих любимых художников – В. Дайнека, его работы украшают станцию метро Маяковская, возможно, один копировал другого, кстати. Они очень похожи, но жили в разное время. Еще смешные рисунки граффити команды СAP, конечно, вдохновили на все это. Боксеров несколько штук и все разные. Конкретно этот парень часть большой работы, это бар. Там был бильярд, алкоголь, стопки и разные штуки. Он напивается и теряет голову в буквальном смысле (она съёмная) начинает, приставать к людям и ввязываться в конфликты и все такое. Такая рефлексия на фразу «Теряю голову». А что остается вместо головы, когда ты ее потерял?
Это Джеймс Браун. Во первых, я очень люблю его музыку и в целом джаз, фанк, соул . Мне кажется очень красивым сочетание черной кожи и белых зубов или черной кожи и какой-то яркой одежды. Демонический шарм . Ну и когда я его делала, движение BLM набирало свои обороты. Возможно в другой стране я не смогла бы такое сделать, это бы посчиталось расизмом или оскорблением, но не в России. Сделала, потому что могу (смеётся). Хотя я искренне считаю это красивым. Намеренно утрирую черты.
Годзилла тоже такая рефлексия, отчасти. Обожаю старые фильмы ужасов с плохими спецэффектами, куклы-монстры, кровь из кетчупа и все такое. Он тоже часть большой работы почти вся она сейчас находиться в магазине NUW. Сталинская высотка, горящие полицейские машины и здания правительства - всё поджигает огромный Годзилла. Он вышел из под контроля, как политическая ситуация в России и Беларуси. Просто психанул и решил всех сжечь. Я хотела сделать большую сьемку, но не хватило терпения, все вышло по частям.
Вообще, хотелось бы узнать: как вы пришли к тому, что керамика может быть необычной, наполненной юмором и т.д. Откуда у всего этого ноги растут?
Я приблизительно помню момент, когда сделала первые предметы, похожих на которые я не видела, это было страшновато, хотя, казалось бы, почему? Когда осознаёшь этот страх, возникают протест и злость в ответ на такую самоцензуру, хочется извернуться каким-то совершенно новым образом. Насчёт юмора сказать не могу-его, судя по отзывам, видно людям со стороны, но это не всегда запланированный эффект. Возможно, это просто моя манера подачи такая, нападает смешливое настроение и вот результат.
Вы говорили, что процесс создания изделия случаен и мысли приходят сами собой. Можете детальнее рассказать об этом? Что сначала приходит в голову и как это превращается в финальное изделие?
Все, что я делаю в плане творчества, редко бывает осознанным и спланированным, по большей части мои идеи это такая накипь ума, просто игра с образами. Если копнуть глубже, то можно, конечно, найти подспудные мотивации и посылы, но чаще всего мне лень этим заниматься, а может, я чересчур несерьезно отношусь к своим работам, чтобы что-то искать:) просто приходит новая мысль, и если при этом я чувствую прилив сил и энтузиазма, то надо делать! Знаю одного художника, который работает, не планируя, но у меня так не получится, потому что вдохновляет именно какая-то задумка, воображаемый результат, а процесс интересует мало.
Какие штуки никогда не будете делать? Если таковые имеются.
Сложный вопрос. Слово «никогда» – это большая ответственность, и я не готова её брать. Всё постоянно меняется. Пока что я стараюсь не браться за спорные, жареные, сиюминутные темы, этим и так переполнено окружающее пространство, и хочется если уж не созидать, то хотя бы никому сгоряча не навредить.
Хлебная кепка. Эта работа тоже относится к керамике, потому что сначала я путём проб и ошибок сделала глиняную форму, а потом со второй попытки удалось испечь в ней хлеб. Вообще идея сделать фигурную булку пришла давно и вдохновила очень сильно. Решила начать с несложной формы-кепки. А старое лого автоВАЗа мне просто нравится, и печально, что они его постоянно модернизируют. На каждом углу можно увидеть палёный мерч Феррари, Ягуара, а вот Лады не видно, я решила заполнить эту лакуну. Анонсирую новые хлебные события в моем инстаграме:)
Сервиз с картошками. Все мои работы с картошками и другими овощами возникают из инфантильного протеста, это своего рода защитная реакция на Москву и её порядки, манифестация своего происхождения, маленький вызов «приличному» обществу, к которому я так и не привыкла.
Блюдце с печеньем. Когданаходит настроение что-то сделать, мозг начинает вертеть привычные предметы как кубик Рубика, и предметы меняют своё назначение, обрастают случайными деталями. Так произошло и с этой вазой-большая часть объема скульптуры бесполезна в утилитарном смысле, но всё-таки это ваза. Есть в этом какое-то вдохновляющее озорство.
По всей видимости, картины вы начали рисовать раньше, чем заниматься керамикой. Расскажите, как одно увлечение стало перетекать в другое?
В детстве я училась в художественной школе. Лепка была самым ненавистным предметом у всех, потому что мы использовали старую глину, которая хранилась в ванной в виде комков и больше походила на грязь. Также наши изделия никогда не обжигались и, в целом, это отбило желание лепить на долгое время. Однако это занятие вернулось в мою жизнь, благодаря поездке в Тбилиси, где керамика стала одной из целью моего пребывания там. В тот момент просто хотелось попробовать что-то новое, никакой особенной истории в этом нет.
Есть ли у вас какие-то различия в подходе к созданию / формированию образов картин и керамики? Или, наоборот, сходства?
Больше всего в керамике я люблю барельефы, то есть я недалеко ушла от картин. Это были мои первые, наша квартира в Грузии была мансардой, и ее нежилая часть была заполнена старыми вещами хозяев, среди которых я нашла семейный альбом. Один из родственников, видимо, был научным сотрудником и у него была веселая жизнь, наиболее крутые фотографии были сделаны в Батумском ботаническом саду. Их я и использовала в качестве референса для своих первых барельефов.
Ваши керамические работы трудно назвать предметами быта. Это, скорее, «самостоятельные» осязаемые объекты. Почему вам нравится создание именно «объектов», а не посуды / фигурок и т.д.?
Мне просто неинтересно лепить предметы быта, хочется искать новые формы, как-то расширять границы. Но мне нравятся зеркала, это выглядит таинственно и странно - смотреть на своё отражение в своей скульптуре. Однако, с утилитарной историей можно работать и в другом ключе, просто это скорее не мой стиль. В случае Лоты, например, тарелка - такой же символ, как и ее оформление, в этом есть смысл и это в первую очередь скульптура. В моем случае, тарелка получится слишком декоративной, поэтому не хочется заигрывать с этой темой.
Расскажите о вашей серии Fake Ceramics. Очень интересно :)
Fake ceramics – это просто усталость от ожидания обжигов, перевозки изделий до мастерских, в общем, всех страданий керамиста без своей печи. Фигурки из полимерной глины делаются за два дня, в случае настоящей керамики у меня весь процесс занимал около месяца. Сейчас я, к счастью, переехала в мастерскую с очень классными художницами, и только познаю радость жизни вместе с печкой.
Недавно вы публиковали фонтанчик с мини-насосом. Есть идеи дальше заниматься подобными «»работающими» вещами со скрытыми механизмами ? И если да, то что бы это могло быть?
Меня просто завораживают фонтаны, скульптура становится живой, когда ее продолжает бурлящая вода. О других механизмах я задумывалась, но ничто не вдохновляет меня так, как фонтанчики, поэтому скорее всего будут ещё, только более продуманные, чем первый. Это был эксперимент, и в какой-то степени он удался, хотя за основу мне пришлось взять таз. Благо темой моих работ была баня и таз является ее неотъемлемой частью.
Моя любимая работа из керамики — это барельеф «Соболь». Это страничка из книги о природе, которая висела на стене у нас дома. Что-то в этом есть сокровенное и наполненное любовью к природе и человеку, это как раз та работа, которая не нуждается в описании, а работает на уровне чувства.
Судя по вашему инстаграму, раньше вы активно рисовали, но потом переключились на керамику. Почему?
Мне кажется, это все довольно логично. Очень редко кто начинает сразу преимущественно заниматься скульптурой, керамикой. Особенно если в детстве учился в художественной школе, а потом в каком-нибудь университете с творческой направленностью. Живопись, рисунок куда более обширное явление. С самого раннего детства каждый из нас брался за карандаши и краски, реже за пластилин. На мой взгляд, мы за многие тысячелетия отлично научились считывать плоскостные визуальные образы, с объемом (скульптурной) чуть сложнее.

Почему я переключилась на керамику?

Длительное время я не думала о такой опции, возможности. Помню, в художественной школе у нас была лепка, там мы лепили из пластилина и в большей степени это было что-то скучное, вымученное. В конечном счете это никогда не смотрелось как готовая работа. Пластилин такой материал, он как пересадка в аэропорту - промежуточный этап.

У меня в университете была мастерская фарфора. Всё время что я училась, хотела попробовать заняться керамикой. Но возможность и доступ в мастерскую появился лишь на 4 курсе. Когда мой «час настал» и я наконец-то оказалась в мастерской я поняла, что моя жизнь разделилась на до и после. Конечно, это немного другое, если сравнивать с тем, чем я сейчас занимаюсь. На занятиях нас учили как делать модели и снимать с них гипсовые формы, чтобы потом отливать работы в фарфоре. Не было прямого взаимодействие с глиной. Но данный опыт позволил мне по-другому посмотреть на возможность выражение своих мыслей и идей. До этого я мыслила исключительно на плоскости, у моих мыслей не было объёма. Керамика наполнила мою жизнь новыми гранями, в прямом и переносном смысле этого слова. У всего появился объём - верх, низ, право, лево... Мне нравится, что у объектов, которые я создаю есть «физическая оболочка», есть вес и форма, их можно почувствовать.
У вас интересно воссозданы обыденные предметы, смятые сигаретные пачки, пакеты, обувь и т.д. Чем вам нравится этот приём (создания керамики на основе таких повседневных вещей)? И, может быть, поделитесь как вы работаете с формой?
С формой я работаю просто – беру глину и начинаю лепить. В своём творчестве я исследую эмоциональную ауру пространств и предметов соприкасающихся с человеком. В мои работах так же, как и во взаимодействии с окружающими человека вещами, важную роль с одной стороны играет материальность, с другой – предыдущий опыт их использования. Так материя оказывается неразрывно связана с памятью, а обожжённая глина и краски с личными историями и воспоминаниями.

В моем творчестве прошлое – это жизненный опыт, впечатления от событий, воспоминания об этих впечатлениях, исчезающие пространства, места, люди. Образы прошлого постоянно трансформируется каждый раз, когда возникают в памяти. Когда «настоящее» воспоминание становится невозможным, остается лишь наблюдать за тем как изменяются в памяти ситуации и предметы и фиксировать это изменение.

Через трансформацию повседневных предметов я создаю ситуации в которых обнажается спекулятивная природа человеческой памяти и сознания. Разные техники, которые я сочетаю в одном произведении могут быть восприняты как наслоение интерпретаций одного и того же образа в памяти. Истории, которые рассказывают мои работы могут быть не только про прошлое, но и про настоящее.

Настоящее – это придумывание историй, которые могут произойти с этими предметами. Предметы быта часто ускользают от внимания человека, но именно они несут отпечаток личности их владельца благодаря тесному и постоянному контакту. Поэтому возможные истории, которые могут произойти с вещами – это истории про отношения людей друг с другом. Мои произведения сами являющиеся предметами, располагают к поискам новых возможностей в отношениях между людьми, вещами и искусством.
Как родилась ваша серия «»ЛОХ-FI STARTER PACK»?
Я познакомилась с девочкой на открытии выставки. Как потом оказалось, Яна со своими другом Артёмом занимается SWO Community в Питере и организуют выставки. В момент нашего знакомства они как раз готовили одну в Москве совместно с Кружком. Яна пригласила меня участвовать и скинула текст к предстоящей выставки. Первый абзац был следующим: «Лошизм — это неловкое положение, в которое система ставит человека «не от мира сего» (— художника). Мы делаем выставку про «loh-fi» — качество жизни, которую конструируют художники в условиях полной «невстраиваемости» в традиционные социальные структуры и культурные институты». Прочитав всю экспликацию выставки я поняла, что это всё во мне находит сильный отклик - та самая невстраиваемость и «не от мира сего». Я подумала, что когда люди объединяются и создают сообщества, то всегда существует целый ряд схожих личностных критериев, которые заставляют их испытывать чувство сопричастности друг с другом. Мне захотелось создать Starter Pack «лоха», небольшое количество ироничных, достаточно символичных объектов, которые хоть сколько-нибудь смогли бы проиллюстрировать душевное устройство его обладателя.
«Россия большая и меня тут не найти»

Эта работа часть небольшой серии, которая изначально должна была быть куда больше. Данный проект представлялся мне попыткой воссоздать «город n» – город моего детства, город прошлого, город государства, которого уже не существует. В общем, что-то, что уже безвозвратно потеряно. И то ли потому что это окончательно исчезло, то ли мы предпочитаем «забывать все плохое», но этот город вспоминается многим ярче, больше, безопаснее, чище чем был на самом деле. И когда я говорю про город, я имею ввиду не только лишь само место, но я ещё думаю и про позабытое детство, юность, и про позабытого прежнего себя.

У меня есть один старый добрый друг – зовут его Влад (прим. ред. Привет, Влад!). Он в юности переехал из Астрахани во Францию и большую часть своей сознательной жизни провёл в Европе. Когда он возвращался в Россию, в особенности в город своего детства, он, как мне кажется, всякий раз находил то, что ему казалось уже безвозвратно потерянным. Исследуя городского пространство, он как мозаику, по сохранившимся кусочкам собирал свою юность, вспоминал себя прежнего, исследовал себя настоящего. Влад в какой-то момент начал фиксировать на пленку свои «путешествия в прошлое». Когда я была в процессе работы над серией, он мне прислал некоторое количество своих снимков для вдохновения. На одном из них было запечатлено это самое здание – такое нелепое по своей сути – магазин продуктов и ритуальные услуги под одной крышей. Мне показалось это безумно тонкой метафорой, описывающей спутанность чувств в моменте «возврата» в прошлое и контраст между тем, что мы хранили в нашей памяти и тем, как это было на самом деле.

Так как мне очень понравилась возможность взаимодействия с кем-то ещё в процессе создания работы и мне захотелось добавить дополнительный «новый» слой в произведение - на ум пришла моя однокурсница и по совместительству прекрасная художница Настя Дунаева. Настоящее постоянно вторгается в область прошлого, искажает его, переписывает. Я попросила Настю попробовать поэкспериментировать и внести свои коррективы в то, что уже получилось. Я предложила ей поменять ее привычные рабочие материалы и поверхность и сделать «кусок» в миниатюре на керамических стенах моего дома.
«Wait till next winter»

Работа «Wait til next winter» по-детски ироничный, но в тоже время весьма лирический «штрих» в подготовке к новой жизни - взрослению. Так же, как мы не всегда готовы расстаться со старыми вещами прошедшей зимы, мы не всегда готовы полностью позабыть и отпустить то, что связывает нас с детством и нашим прошлым в целом. Мы бережно это «омываем водой» и откладываем в дальний ящик с возможностью к этому вернуться, вспомнить.
«Soulmates never die»

Мне нравится рассказывать истории - большие и маленькие, используя знакомые всем предметы быта. Играть со словами, фразами и ассоциациями, которые они вызывают. Работа Soulmates never die – скульптурная композиция иллюстрирующая воздействие, которое на нас способны оказывать родственные души. Когда ты находишь друга - общение с ним тебя заряжает, подпитывает, а иногда даже и полностью перезапускает.
Как вы начали заниматься керамикой?
Несколько лет мечтала о ней и боялась сделать первый шаг, пока не выиграла бесплатный курс в одной мастерской. После этого курса не смогла от нее оторваться.
Ваша серия «Daily Objects» тяготеет к повседневщине из нулевых. На эту же тему у вас выходила ваза, в виде пакета Marianna, ваза с нашивками и т.д. Чем вам так нравится эпоха нулевых и почему вам интересно отражать её в изделиях?
Всё просто – на нулевые пришлось самое счастливое время моей жизни, а именно детство. С нежностью и трепетом отношусь к этому отрезку и люблю его таким, какое оно было. Все эти вещи, ключи, признаки и коды - всё что запомнилось и отпечаталось из того времени. Из такой обыденности, банальности и повседневности и складывается рисунок жизни и именно поэтому это так интересно и вдохновляюще для меня.
Вы часто делаете минималистичные тарелочки с короткими, но звонкими фразами. Как они приходят вам на ум? Есть ли какая-то закономерность или какие-то неслучайные случайности, которые влияют на то, какой фразой вы украсите тарелочку?
Это именно случайность и в этом и ее красота. Почти все фразы, реакция на то что происходит прямо здесь и сейчас, получается такой личный рукописный дневник и экономия на психологе. Кроме этого, меня очень сильно вдохновляет юмор, поэтому существуют такие вещи, как тарелка с надписью «Я ем пельмени. Он не пришел. И я больше не жду» из старого мема в виде смски, полученной на «кирпичик» Нокию.
С какими темами вам бы еще хотелось поэкспериментировать?
Хотелось бы не экспериментировать, а заняться фундаментом. А именно, как можно больше узнать про мастерство самой керамики, так как я очень мало знаю о нём. И просто как можно меньше лениться и как можно больше трудиться.
Abidas – потому что именно этот бренд можно было позволить себе приобрести на самом модном торговом центре родного города - китайском рынке. Скучно рассказывать про любовный союз трех полосок и провинциального города - про это знают все. Лучше расскажу, как недавно мы с моей соседкой купили в нашем любимом секонд-хенде через дорогу от дома спортивные штаны адидас за 150 рублей и уже дома, примеряя их более внимательно нашли в карманах шелуху от семечек. Маловероятно, что подобное произошло бы со штанами Найк или Пума.
Тарелка в виде тетрадного листа «Я никогда не предам себя», с ошибкой, допущенной в предложении – итог личной истории. И напоминание, что все совершают ошибки и это не страшно, но в следующий раз можно попробовать получить лучшую оценку.
Кувшин «Татуировка соседа по лестничной площадке» С нежностью ко всем 17 годам, прожитым в общежитии по улице Кузьмина в городе Якутске, с его выбитыми окнами, заплеванными ступеньками, потолком в пригоревших спичках, входной двери, неизменно болтающейся на одной петле, и к Андрею, соседу по лестничной площадке, обладателю, как по канону автомобиля, челки и татуировки на плече, перечеркнутой шрамами, полученными благодаря розочке от недругов (или это были друзья?).