GRADE MUSEUM: VINTAGE METAL SHIRTS VOL. 4
9 ФЕВРАЛЯ, 2025
Продолжаем экскурсию по артефактам «Музея GRADE», в котором уже собралось более 90 единиц винтажного мерча 1984-2004 годов. Представляем вам четвертую подборку редкого и необычного винтажа, найденного нами в России и зарубежье. Почему группы любили оставлять «пасхалки» на своих принтах, какие подводные камни всплывали при создании турового мерча и как было «модно» печатать футболки в начале 1990-х — узнаете в этой статье.
ANTHRAX, "I AM ANTI-SOCIAL", 1989

Официальная футболка Anthrax с тура по США 1989 года.
Экскурсовод Паша GRADE: Начать стоит издалека. Многие трэш-метал группы всячески противопоставляли себя модному (на момент 1980-х) и «женственному» глэм-металу. Трэш был жёстче, быстрее, экстремальнее и как можно злее. Соответственно, если группы придумывали себе маскоты, то они были соответствующие. У Metallica на ранних порах был жирный красный дьявол в огне, у Slayer - зеленый дьявол и скелет в фашистской каске, у Megadeth был Вик Раттлхед - скелет/череп с пластиной на глазах и оковами на челюсти. У Overkill был череп с крыльями летучей мыши, у Testament тоже был череп, у S.O.D. — солдат-убийца радикальных взглядов, у Suicidal Tendencies - черепа и горящие пентухи... Продолжать можно очень долго.

Аnthrax решили противопопоставить себя этим трэш-металлическим канонам. В качестве своего маскота они выбрали... Лысеющего усатого мужика. Судя по всему, его образ взят с напалечника в виде аналогичной морды, который был в ходу в 80-е. Но это не точно.
Группа дала ему имя — Notman. Нотман фигурировал (и фигурирует) практически на всём мерче Anthrax, но никогда не встречался на обложках альбомов.
Пожалуй, самые интересные футболки с Нотманом были изданы в 1980-е годы, и практически каждый дизайн — это визуализация вайба группы + тонна «пасхалок» для знатоков Anthrax. Вот, что мне удалось разгадать:

Нотман обут в Adidas Superstar — любимую модель обуви кентов Anthrax — Public Enemy. До выхода фита «Bring The Noise» оставалось 2 года, но двумя годами раннее уже выходил «I Am The Man», где Anthrax читали рэп, а также сфоткались на фоне граффити в костюмах и кроссовках Adidas, подражая стилю Beastie Boys.
Одет Нотман в желтую футболку с Судьёй Дреддом. Как Судья Дредд связан с Anthrax мы уже рассказывали тут. Рекомендуем к ознакомлению. А еще он носит «jams» — короткие шорты с очень яркими паттернами. Если вы взглянете на любое фото Anthrax 1980-х, с высокой долей вероятностью в аутфитах участников группы будут фигурировать эти странные и аляпистые шорты. Почему? Всё просто: такой была уличная мода 1980-х. По той же причине металисты носили Jordan и другие баскетбольные кроссовки.
OBITUARY, "BACK FROM THE DEAD", 1997

Лицензионная футболка Obituary, приуроченная к альбому «Back From The Dead» и изданная компанией Blue Grape в 1997 году.
Эта футболка — третий по счету мерч Obituary в моей коллекции. И она очень большого размера. Бирка не сохранилась, но если на ней было написано «XXL» — я не удивлюсь. Для винтажного мерча такая ширина — явление достаточно редкое.

Обычно я не ношу большие футболки, а просто наслаждаюсь тем, что они есть в моей коллекции. Но, когда я повредил ключицу, эта футболка стала одной из трёх, что налезали на меня, когда я ходил с перемотанной рукой.

А еще мне хочется, чтобы от всех этих футболок кайфовал не только я, но и мои друзья. Иногда я даю им что-нибудь поносить. Есть у меня два близких товарища, которые очень любят дэт-метал. Так вот, если вы видели кого-то в винтажном «Back From The Dead» в Москве — это были именно они.
METALLICA, "AND JUSTICE FOR ALL", 1988

Официальная футболка Metallica с европейским туром 1988 года в поддержку альбома «And Justice For All».
Футболки 1980-х — это всегда «Вау!». И дело не только в редкости, а в самом факте, что ещё чуть-чуть — и им стукнет 40 лет.

Эта футболка входит в мой «топ 10 самых древних в коллекции», но состояние у неё - близкое к новому. Ткань всё еще черная и практически не начала фейдить. Принт - полностью целый. Когда я получил её, то сразу же проверил на «Dry Rot» (Что это? Читайте тут в описании футболки Anal Cunt). Проверка прошла успешно. Но на всякий случай я прополоскал её в теплой воде, чтобы чёрный краситель точно не вступал в неприятные связи с хлопковой тканью.

Могу предположить, что при создании дизайна группа решила немного «поиграться» с цветами. Сравните палитру этого принта с оттенками оригинальной обложки «And Justice For All» и поймете, что я имею ввиду.
С этим туром выходило пара-тройка вариаций дизайна. На моей футболке - самый ранний, когда тур был расчитан только на 1988 год. Дальнейшие тиражи были под эгидой «Europe 88-89», и список городов был расширен.
VAN HALEN, "BALANCE", 1995

Официальная футболка Van Halen с европейским туром 1995 года в поддержку альбома «Balance».
Вас, как и меня, впечатляет принт — это обложка альбома «Balance». История у неё интересная:

Изначально альбом планировали назвать «The Seventh Seal». Для его оформления был приглашен фотограф Глен Векслер, который предложил несколько вариантов обложки, включая версию с 4-летним мальчиком андрогинной внешности. Затем название альбома решили поменять на «Balance», связывая его с тем, что в то время в жизни группы постоянно случались неприятности и трагедии.
Вместе с группой фотограф пришел к идее сиамских близнецов на качелях. Для создания обложки Векслер сфотографировал мальчика в своей голливудской студии. В съемочном процессе фотографу помогала дочь, которая дергала мальчика за волосы. Да уж, история не из приятных.

Фотограф выделил ряд ироний обложки «Balance»: «Невозможность сиамских близнецов на самом деле играть на качелях; "спокойный" близнец на самом деле является агрессивным, дергая за волосы свою сестру, чтобы создать видимость агрессивного ребёнка; и не имея никого другого, чтобы играть в пустынной постапокалиптической обстановке, в которой непригодное оборудование детской площадки является единственным объектом в поле зрения».

Эта футболка очень хорошо «состарилась». Причем я имею ввиду не только фейд ткани, трещины на принте и потёртости, но и эстетическую составляющую. В наше время «Balance»выглядит как что-то, что вполне могли сделать Balenciaga, Vetements и им подобные конторы.
SLAYER, "SEASONS IN THE ABYSS", 1991

Лицензионная футболка Slayer, изданная в 1991 году компанией Brockum в поддержку альбома "Seasons In The Abyss".
Я уже рассказывал, что принты формата "AOP" ("All Over Print") — это тренд первой половины 1990-х. Считаю, что задала его компания Brockum. И она же делала такие принты круче всех. С 1991 по 1994-й год куча групп выпускала AOP'ы, можно сказать, что в мире мерча это было модно. Но потом мода прошла, и в наши дни к такому формату практически не обращаются.

Эта футболка выпущена в 1991 году — в самый разгар, когда Brockum сражали всех наповал своими печатными возможностями. Огромное зловещее изображение крестов, склетеов и черепов во всю футболку — такое же мрачное и впечатляющее, как и сам вайб Slayer тех лет.

С приобретением этой футболки у меня периодически вспыхивает и затухает стремление собрать другие AOP'ы Slayer 1990-х годов.
METALLICA, "BINGE AND PURGE", 1994

Официальная футболка Metallica, изданная во время тура "Shit Hits the Sheds Tour» 1994 года.
Футболки "Binge And Purge» с этого тура считаются ценными, но моя — считается самой редкой из всех существовавших вариаций. Можно сказать, что это «первопресс». А всё дело в упоминании Alice In Chains в лайнапе.

Думаю, дело было так: компания-организатор «забукала» тур, пригласила Suicidal Tendencies, а также Alice In Chains разогревать хедлайнеров-Metallica. Затем компания села за разработку мерчендайзинга в поддержку тура, и напечатала партию футболок с заявленным лайнапом и расписанием городов. Что могло пойти не так? А то, что незадолго до старта тура Alice in Chains отказались в нем участвовать, сославшись на сильную зависимость вокалиста. Сначала AIC планировали заменить на восходящих звезд калифорнийского панка — Offspring. Но калифорнийцы решили, что пока к такому не готовы. Поэтому выбор пал на Candlebox.

Наверное, таким мог быть диалог групп с организаторами:
— А с футболками мы что будем делать?
—То же, что и всегда, парни.
— ???
— Продавать.
У самой футболки хочется особо отметить подход к печати. Бланк футболки — белый. Основная печать, скорее всего, нанесена вытравкой — все эти многочисленные черные черепа никак не ощущаются на ощупь. А вот всё остальное, включая кровавое лого Metallica и фиолетовый черепок Scary Guy, напечатано шелкографией с турбо-жирнейшим слоем пластизоли. Из плюсов — принты до сих пор выглядят новыми, несмотря на 30+ летний возраст. Из минусов — если очень часто баловаться с высокими оборотами стиральной машинки, то печать запросто порвёт ткань в самых разных местах.

Этот дизайн и другой туровый мерч Metallica 1994-1995 годов вдохновил нас на создание футболок GRADE "SCARY GUY":
CRADLE OF FILTH "FROM CRADLE TO ENSLAVE" 1999 / "MARTYRED FOR A MORTAL SIN" 1997

Два официальных 4-сторонних лонгслива Cradle Of Filth. "From Cradle To Enslave" издан в 1999 году, а «Martyred for a Mortal Sin» — в 1997-м.
Творчество группы нисколько не резонирует в моей душе, но в дизайнах футболок коллектив, однозначно, преуспел. Зашкаливающий вампиризм, пугающая мистика, откровенная эротика, мастерство фотографии и высококлассная детализированная печать — это то, что всегда отличает винтажные футболки Cradle Of Filth от мерча любых других групп. А еще к их принтам часто обращаются гиганты фэшн-индустрии, вроде Vetements и Balenciaga.

Я человек простой, живу по правилу «4-сторонние лонгсливы — это круто!». Как мне рассказывал один знаток группы, Cradle Of Filth легко могли себе позволить много цветов в печати и большие тиражи, поэтому «навороченный» мерч у них встречается очень и очень часто.

Сперва я стал обладателем «красного» лонгслива со сравнительно «сдержанным» и не задевающим ничьи чувства дизайном 1999 года. Неплохо, но мне хотелось еще. Следующий шанс выпал перед новым годом, на этот раз — та самая эротическая «классика».
KREATOR, "PLEASURE TO KILL / HALLUCINATIVE COMAS", НАЧАЛО 1990-Х.

Официальная футболка Kreator, изданная компанией MC'S в начале 1990-х годов. Очень редкая вещь, встретить её в продаже — большое чудо. Могу предположить, что попала она в Россию вместе с приездом Kreator в 1993-м.
MC'S — европейские мастера шелкографии, амбиции которых были сопоставимы с Brockum. В начале 1990-х они тоже промышляли печатью AOP'ов, и подходили к вопросу весьма оригинально. Например, в одном принте они могли объединить сразу несколько релизов группы, создавая интересные коллажи. В данном случае — это смесь из обложки культового альбома "Pleasure To Kill" 1986 года, а также оформления видео "Hallucinative Comas" 1991-го.

Год футболок MC'S определить сложно. Компания, как и все, оставляли свой небольшой логотип в неочевидном месте, но год издания мерча печатать отказывались. Думаю, релиз мог случиться с 1991-го по 1993-й год — в эпоху популярности «тотальных» принтов.
Когда футболка попала ко мне в руки, я сразу же обратил внимание на её небольшой размер. Хотя бирка гласила, что это «XL». Я начал перебирать в голове все возможные версии: либо это эхо 1980-х, когда футболки очень сильно маломерили, либо кто-то нещадно стирал её в машинке при 90 градусах и добился экстремальной усадки... И лишь совсем недавно я обратил внимание на боковые швы, которых быть на таком бланке не должно. А если они есть, значит, что предыдущий владелец попросту «ушил» футболку под себя. Практика для России 1990-х вполне распространенная, ровно как и отрезание рукавов футболок.
GRADE MUSEUM: VINTAGE METAL SHIRTS VOL.4

9 Февраля, 2025