ART PART VOL. 14: ДИМА КАЙМАН
Дима Кайман сочетает практически реалистичную графику со стилистикой, характерной для черно-белых мультфильмов и старых комиксов. Его картины высмеивают социальное неравенство и обличают политиков дружелюбным визуальным языком, понятным даже ребенку. Сам Дима называет свои работы «листовками для политических акций».

Мы поговорили с художником о его текущем подходе, идеологической подоплёке в работах и причинах, почему он перестал рисовать «городское фентези» и заниматься оформлением панк-концертов.
ART PART VOL. 14: ДИМА КАЙМАН
Дима Кайман сочетает практически реалистичную графику со стилистикой, характерной для черно-белых мультфильмов и старых комиксов. Его картины высмеивают социальное неравенство и обличают политиков дружелюбным визуальным языком, понятным даже ребенку. Сам Дима называет свои работы «листовками для политических акций».

Мы поговорили с художником о его текущем подходе, идеологической подоплёке в работах и причинах, почему он перестал рисовать «городское фентези» и заниматься оформлением панк-концертов.
«Про панк, как «больше чем музыку» я узнал в интернете, году в 2007. Эту провокацию я вычитал в зине «Линия Фронта», или что-то типа того, там весь контент был про красных и анархо-скинов. И меня он (этот зин) подкупил тем, что претензия к этому миру была довольно аргументированная. Все причины ненависти к гопам, мусорам, нацистам, политикам или там капиталистам были чётко структурированы и выстраивали определенные взгляды на жизнь в неокрепшем мозге. К рисованию меня это никак, к сожалению, не подталкивало, в художку я начал ходить гораздо раньше, чем услышал «Короля и Шута».

Всё мрачное и серьёзное рисуется долго, медитативно и даже немного гипнотизирует, а бобра я спиздил с «Фрэнка» Джима Вудринга, который, в свою очередь, его спиздил у Макса Флейшера. знай я наперёд, что его Елена Летучая увидит, нарисовал бы что-то пооригинальнее...

…Именно таким арт получается в силу нескольких факторов. Это и доступность материала; все линеры, маркеры и большую часть остальных расходников, я выношу из магаза, и проблемы с восприятием цветов, некоторые не совсем корректно различаю. И медитативность процесса рисования пуантелью, это долго, но результат, а тем более сам процесс оправдывают затраченное время.

Любая идея для иллюстрации появляется из такого внутреннего консенсуса. Грубо говоря, между политическими и эстетическими взглядами, которые со временем так или иначе трансформируются. Поэтому большая часть старых рисунков мне нравится всё меньше и меньше. И, в итоге, уничтожается нахуй. В сюжетах политика играет большую роль потому, что мои работы — это листовки для политических акций. А пренебрежение деньгами и шоплифтинг важны для меня как для панка, скорее. Это возврат к тому, что значит «больше, чем музыка»,
Дима Кайман, выдержка из нашей статьи «BEHIND THE SCENE: LOCAL PUNK ART VOL 1».
Ты говорил, что в художку начал ходить раньше, чем слушать КиШ. А вот как и на каком этапе панк и рисование у тебя пересеклись и ужились? Припомнишь, допустим, какие-то первые серьезные шаги в том, что ты начал иллюстрировать панк-рок?
Если этот момент и был, то в моей памяти он не ужился. Класса с 9 я абсолютно перестал врубаться в алгебру и рисовал в тетради киборгов с ирокезами вместо вычисления «икс» и «игрек». Но скорее всего что-то подобное я и до этого рисовал, просто не запомнил и особо не рефлексировал над этим.
Когда ты активно делал афиши, арты для групп и т.д. Как ты воспринимал этот период? Что тебе тогда нравилось и не нравилось?
Определенно чумовое и насыщенное событиями время было, но панк-рок тут не при чëм.
В 2019 году ты сделал «последнюю» панк-афишу, подытожив, что в этом разочаровался. Можешь детально пояснить — почему?
Ну панк-рок скука полнейшая, я чем дальше [прим: углубляюсь в него], тем меньше понимаю людей. Для кого это интересный и весëлый досуг, как будто на другом языке что-то, вроде того как кальяном дымить, абсолютно не понимаю этого.
Поменялась ли со временем политическая/идеологическая повестка в твоих рисунках? Насколько важно тебе выражать это сейчас? И что именно хочется выражать больше?
Хочется как-то абстрагироваться от клише и стереотипов субкультурных, не всегда это получается, и если брать за социологию лайки в инстаграме, не всегда это всем интересно. Но рисовать панков и скинов, по моему мнению — порочная практика, пускай это всем и нравится.
Почему порочная?
Не хотелось бы замкнуться в узкой символике, и рисовать только «городское фэнтези» с ботинками и ирокезами, от этого некая зашоренность в выборе форм происходит. Я знаю, минимум, пару ребят, у кого нет этой зашоренности. Не уверен, что я так смогу.
В своих принципах ты не придерживаешься капитализма, уничтожаешь и выбрасываешь работы, которые тебе не нравятся и т.д. Как в тебе-художнике это уживается? Что мотивирует тебя рисовать? Есть ли у тебя какие-то нематериальные ценности, ради которых ты до сих пор рисуешь?
Я работодателю навыки и время продаю, какой-тут антикапитализм? Хотелось бы, конечно, чтоб наёмный труд исчез на моём веку, или, как минимум, происходил на пиздатых условиях. А то выгораю от рисования, ни идей, ничего нет в голове. А работа у меня не пыльная, мягко говоря, что уж говорить о людях, которые заняты на бессмысленных, а порой и вредных или садистских работах. К сожалению (или счастью) такие вещи как условия труда по-щучьему велению не меняются в лучшую сторону.
ART PART VOL. 14: ДИМА КАЙМАН

Instagram: @diman_kaiman

Grade Moscow
15 Sep, 2021