Фото: Михаил Хусаинов, 2023
СЫСЕРТСКИЙ ФАРФОР: ИСТОРИЯ ОДНОГО ЗАВОДА
3 Ноября, 2023
С XIX века в маленьком уральском городке Сысерть существовало производство домашней керамики из глины, которая добывалась на берегу реки. До революции ведущей мастерской была «Гончарка» братьев Харитоновых, а с конца 1920-х на её месте возник артель по производству керамики. Там глину мяли ногами в деревянных чанах, обжигали в кирпичных печах на дровах и покрывали гончарной глазурью.

В 1953 году гончар Н. И. Меньшикова успешно проводит «эксперимент» по отливу небольших предметов и скульптур из местной глины при температуре обжига 1280 градусов. С этого момента в Сысерти начинается выпуск фарфоровых изделий методом сливного литья в гипсовые формы. 10 октября 1960 года артель преобразуется в «Сысертский завод керамических изделий».

Прошло более 60 лет. Местный проект «Антихрупкость» занялся переосмыслением и актуализацией завода «Сысертского фарфора» с целью сохранения его культурной значимости и развития потенциала. Представляем вам подробную историю фотографа Михаила Хусаинова о путешествии вглубь этого уникального места, где каждая деталь хранит в себе отпечатки времени.
Михаил Хусаинов: «На протяжении 5 лет я наблюдаю за тем как развивается культурная жизнь в моем родном городе, откуда я уехал в 2012 году. Все началось благодаря формированию „Агентства развития Сысерти“. Благодаря сообществу неравнодушных людей, в городе начались глобальные перемены. Все началось с реконструкции железоделательного завода 18 века в современный культурный кластер, а также с проекта „Лето на заводе“.

Потом появилась новая набережная. Новый городской пляж. В Сысерть поехали туристы со всей области. И вот дело дошло до старого фарфорового завода. Однажды я увидел в инстаграме проект „Антихрупкость“. Это большой проект по переосмыслению и актуализации „Сысертского Фарфора“ со своей мастерской на его базе. Задача проекта была не только в создании новой посуды, но и в придумывании нового применения старым и неиспользуемым пространствам предприятия, привлечь к нему больше внимания извне.
Стать мостиком между бизнесом, творцами и заводом, научить их понимать друг друга. То, как проект себя позиционирует и выражает свои мысли — мне очень близко, понятно и ценно. У меня была запланирована поездка к родителям (они продолжают жить в Сысерти), и я написал ребятам из «Антихрупкости», предложив встретиться и прогуляться по заводу. В конце 90-х годов я ходил на этот завод со школьной экскурсией и мне было очень интересно оказаться там снова, спустя 20 лет, уже в качестве фотографа".
Сысертский фарфор — это не столько «бренд», сколько народное ремесло, которым город славится более полувека, если не более 100 лет. Как сысертчанин, расскажи, какую роль и завод и изделия играли в жизни города. Было, допустим, такое, что практически у всех дома стоял сервиз местного производства?
Сысертский фарфор можно назвать абсолютной данностью. Для местного жителя завод — это часть города, часть жизни, часть повседневности. У моего одноклассника мама работала на заводе, у кого-то из друзей там работали сестры, бабушки и дяди. Дома у всех обязательно была посуда «фарфора». То есть это было само собой, никто на это не обращал внимания и не придавал этому особой ценности — как это часто бывает с тем, что происходит у тебя под носом и является частью твоего ежедневного существования. В последний мой приезд в Сысерть, как раз когда я и ходил на завод снимать этот репортаж, я спросил у родителей, остались ли что-то из изделий завода у нас дома. К сожалению я нашел только одну чайную кружку, которую забрал с собой в Москву. Эта кружка для меня является бесконечным источником воспоминаний. Из такой кружки (раньше у нас их было штук 6) я пил кофе по утрам перед школой, пил из нее горячее молоко с медом когда болел, залпом выпивал кружку ледяной воды из-под крана после жаркой летней беготни во дворе. Так что можно сказать, что о заводе мы вообще не думали, но он был с нами всегда.
Ты упоминал, что еще в конце 90-х, когда ты учился в школе, вас водили на экскурсию по заводу. Остались ли у тебя какие-то воспоминания?
Остались обрывки воспоминаний, которые обострились, когда я вернулся туда в этот раз. Я помню, что экскурсия была рано утром, и я очень хотел спать. Помню, что мне было скучно и не очень-то интересно. Но вот я отчетливо запомнил свое искреннее удивление, когда увидел, что каждую кружку расписывают вручную. Учитывая, что любые воспоминания — чистый миф и мистерия, я, наверное, что-то преувеличиваю сейчас в своем сознании, но мне правда кажется, что меня это поразило.
Классно было сейчас ходить по заводу и внезапно осознавать, что вот тут я был! Именно в этой комнате я стоял и с этого ракурса смотрел на эти столы. Получается такой отпечаток времени, который накладывается на реальность. Как полупрозрачная и выцветшая картинка ложится на яркое и свежее изображение. Думаю, что мои фотографии завода от части несут в себе это ощущение.
Наталья Жердева. Директор завода.
15 лет работала в финансовой сфере. Шесть лет занимается керамикой. Занималась развитием своего производства. Работала в РФ и за рубежом. Пришла на «фарфор» вместе с проектом «Антихрупкость» и взялась за этот непростой и объемный проект по развитию всего завода.
Почему в последние годы в Сысерти развивают культуру и восстанавливают старейшие заводы?
Тут есть два фактора:

Первый — как я и сказал ранее, сейчас действительно есть глобальный тренд на регионы. Не буду гадать с чем именно он связан, но факт на лицо.

А второй — пришел неравнодушный человек.

На протяжении всего постсоветского времени Сысертью управляли пожилые номенклатурщики, которые подстать тому времени строили себе коттеджи, торговали землей, и на сам город оставались сущие копейки. Все мое детство Сысерть крепко стояла на месте и словно застыла во времени. Никакого развития, помимо естественного природного разложения и разрушения. С приходом нынешнего главы города дела начали меняться. Это молодой и неравнодушный человек, который по всей видимости не хочет спускать свою жизнь на холостых оборотах.

Зачастую инициатива культурных проектов приходит от простых людей, жителей региона, но Дмитрий Андреевич все это дело подхватывает и доводит до высших органов власти. Таким образом, например, первый большой проект в Сысерти получил президентский грант, что несомненно дало большой и мощный старт для развития всех последующих начинаний.
Как ты решил связаться с «Антихрупостью»?
Когда я узнал о проекте у меня возникло к ним очень сильное чувство эмпатии и симпатии.

Вообще, корни проекты уходят в еще более глобальную историю, которая касается развития всей Сысерти. Я давно слежу за тем, что они делают и, конечно, это не может быть для меня безразлично. Мне захотелось познакомиться, пообщаться, сделать что-то вместе. Для меня это в принципе очень естественная форма мышления и действия. Когда мне что-то интересно, я всегда стараюсь войти с этим в контакт и сообразить что-то вместе.
Алина
Продюсер культурных проектов и одна из основателей проекта «Антихрупкость» на «Сысертском Фарфоре».
Карина. Главный технолог «Антихрупкости»
У Карины очень интересный взгляд на фарфор. Она подходит к материалу как настоящий художник, исследуя и наблюдая за тем каким может быть изделие из фарфора.
Что на заводе произвело на тебя сильное впечатление?
Когда мы только зашли на завод, первое место куда мы попали — это был кабинет Андрея. Меня совершенно покорила атмосфера этого места и лично Андрей. Какое-то безумно живое пространство. Место где плесень цвета малахита и она не выглядит здесь чужеродной, а напротив вносит художественные образы на стены и потолок.
Вообще, от таких мест мы «ссымся кипятком» в какой-нибудь деревенской Италии. Когда ты заходишь в мастерскую и там все на своих местах, каждый предмет несет в себе историю и все пропитано каким-то очень правильным порядком. А здесь это все в Сысерти, прямо у тебя дома. Для меня это удивительные моменты осознания.

Ну и сам Андрей: скромный, вежливый и очень добрый. Ответил на все вопросы, все показал, рассказал и тут же продолжил работать. Я последнее время большое внимание уделяю понятию «мастера». Вот Андрей мне показался настоящим мастером.
Еще на заводе особенное ощущение времени. Ты попадаешь туда как в отдельную реальность, в которой все существует по своим законам. Проходишь мимо мастеров, у каждого из телефона тихонько играет своя музыка, кошка пробегает мимо, капли дождя за окном, вентиляция шуршит. Похоже на внутренность фильма, который ты смотришь и забываешь о том, что время вообще существует.
Андрей Деменьшин
Андрей — гипсомодельщик и формовщик. Создает модели и формы для отливки фарфоровых изделий. Общий стаж на заводе — 36 лет. Пришел на завод сразу после школы. Проходил обучение на месте с наставником более 5лет.
Ты сказал, что дать заводу новую и интересную жизнь — это непростая задача, в которой ты видишь глобальную ценность. В чем эта ценность выражается для тебя?
Я человек культуры. Для меня вещи, связанные с этим понятием, являются определяющими в жизни. Я постоянно исследую, задаю вопросы и пробую что-то делать в этой области. Завод для меня — это большая часть культуры. Начиная очень камерным ощущением моей детской кружки, заканчивая культурным кодом моего региона, Урала.

Сохранить и позволить заводу существовать — значит разрешить культурному коду продолжить свое движение. Преемственность и традиция позволяют человеку чувствовать себя намного более уверенным и самодостаточным существом, и в каком-то общем смысле это делает жизнь человека лучше.

Сейчас идет естественный и долгожданный тренд на регионы. Я давно об этом говорил и в какой-то степени ждал этого момента. Это очень правильный процесс, который возвращает человеку веру в его дело, в ремесло, в мастерство. Это такие фундаментальные понятия. Так что я очень надеюсь, что «фарфор» снова станет такой же повседневностью, обыденностью и естественной частью жизни и быта людей.
СЫСЕРТСКИЙ ФАРФОР:
ИСТОРИЯ ОДНОГО ЗАВОДА
3 ноября, 2023

Михаил Хусанинов: IG

Фарфор Сысерти