RISO CLUB: МАСТЕРСКАЯ СУБКУЛЬТУРНОЙ ТИПОГРАФИИ
20 СЕНТЯБРЯ, 2024
Ризограф — это не просто машина для печати больших тиражей. Вокруг этих станков складывается целая субкультура со своей эстетикой, зинами, постерами. И RISO CLUB — один из самых ярких представителей этого комьюнити. Десять лет эта мастерская из Лейпцига печатает афиши, обложки винила и другую продукцию, экспериментируя с различными возможностями ризографа.

Уже завтра в нижегородском пространстве КЛУБ пройдет выставка архивных постеров немецких художников, напечатанных командой RISO CLUB за последние 10 лет. В преддверии выставки мы связались с Синой из RISO CLUB, чтобы поговорить о «кухне» субкультурной типографии, принципах работы и вдохновляющем Лейпциге.
Ваша студия находится в Лейпциге, городе, который славится своими тусовками и субкультурами. Расскажите нам больше о Лейпциге, его атмосфере и о том, как он вас вдохновляет.
Лейпциг — самый красивый город летом (едем на озера и тусуемся на улицах всю ночь) и самый депрессивный зимой (в Германии). Так что мысли сейчас примерно такие: «Скоро зима, а мой любимый бар только что закрылся!». Что, собственно, и произойдет через несколько недель, или уже!».

За 10 лет до открытия студии, мы знали, что Лейпциг — это то место, где художники (в любой форме) могут жить на небольшие деньги, платя низкую арендную плату. Каким-то образом мы связались с ассоциацией «Haushalten e.V.», которой понравилась наша концепция ризо-студии, и она пригласила нас в проект дома. За несколько лет до этого владелец купил (наш) дом в пустующем и немного разрушенном районе на востоке Лейпцига. Он не смог или не захотел его отремонтировать, поэтому он как бы оставил его в покое. Ассоциация связалась с ним примерно в 2012 году, и они заключили сделку: мы отремонтируем дом, заплатив очень низкую арендную плату. Так мы перевезли себя и нашу студию на восток Лейпцига. Это было сумасшедшее «пионерское» время, когда все, кто только что переехал туда, казалось, отрывались по полной, открывая что-то, ремонтируя квартиры, бары, отводя участки под трейлерные парки и прочее. Казалось, что властям все равно... Так что ощущение того, что ты сам создаешь свой город, очень мотивировало никогда не говорить «НЕТ» любым идеям проектов.

Но сейчас мысли примерно такие: «Скоро зима, а мой любимый бар только что закрылся!».
Можете ли вы вспомнить момент, когда вы впервые познакомились с ризографией? Описать его? Что это было? Зины? Плакат? Или это было что-то другое? О чем вы подумали, когда впервые увидели этот вид печати? И что вас в нем очаровало?
Я познакомилась с этим видом печати примерно в 2013 году в своем университете в Дармштадте, Германия. Там же я познакомилась с Кристианой Хаасом и Алексом Бреде, с которыми мы часто общались во время учебы, а также загорелась идеей открыть «крутую копировальную мастерскую».

Пока я училась по программе Erasmus 2012, профессору из Дармштадта удалось купить ризограф для студентов. Поэтому, когда я вернулась в город, Кристиана настоятельно советовала мне взглянуть на «новую машину». Сначала она попыталась объяснить технику ризографии на словах, и я буквально не понимала, о чем она говорит. Так что мы отправились в мастерскую, не назначив дату, и напечатали несколько простых одноцветных постеров. Видимо, мне достался начальный уровень. Я еще не знала, на что способна эта машина. Но я был очарована «особым видом зерна» и тем фактом, что у нас всегда был доступ к необычной технике печати.
Почему вы решили заняться ризографией самостоятельно? Расскажите о своих первых шагах — как вы искали необходимое оборудование для печати? Были ли трудности?
На самом деле история была такой: мы, Алекс, Кристиана и я, ворвались в полиграфическую мастерскую в нашем университете. Алексу захотелось напечатать секретный постер и развесить его в недоступных местах за ночь до того, как он (и Кристиана) переедут в Лейпциг. В итоге мы втроем напечатали плакат DinA1 с огромными буквами Helvetica на буквенном принтере ночью. Во время этой работы появились мысли о том, как было бы здорово всегда иметь такие возможности, а также предлагать это другим — и поскольку ризография довольно доступна и проста в использовании, у нас возникла идея создания RISO CLUB.

Мы купили первый ризограф, который с самого начала был сломан, или, на самом деле, я думаю, мы просто решили, что он был сломан... Так что мы купили другой! Потом первый барабан, который нам пришлось вскрыть: все, от ваших рук до одежды и мебели, было испачкано краской. Потом первый винт, который мы забыли переустановить, после чего ризограф заглох. И вот, наконец, счастливое чувство, когда вы заставили машину работать снова. Столько всего интересного и захватывающего произошло за последние 10 лет! К счастью, за это время ризо-комьюнити сильно выросло — так что если у вас возникнет какая-нибудь проблема, вы обязательно найдете того, кто придет на помощь!
Во всем, что делает RISO CLUB, легко прослеживается сильное влияние панк-культуры. Расскажите нам о панк-культуре в вашем городе и о том, как вы с ней взаимодействуете (с группами, дистро, панк-художниками и т. д.). И почему для вас важно быть частью этой культуры?
Хотя некоторые DIY и другие места закрываются, Лейпциг все еще остается местом, где субкультура довольно сильна. Почти все мои друзья - это музыканты. И я помогаю им (и другим) печатать всякую всячину, например, обложки для 7-дюймовых пластинок или виниловых дисков, постеры для концертов и т.д. Возможно, постеры — это моя любимая часть работы. На интервью для фестиваля BUSY HANDS (фестиваль постеров для концертов, очень рекомендую ознакомиться) меня спросили, где я больше всего люблю видеть афиши - мой ответ был такой: на стенах на улицах.
Вы представляете широкий спектр артистов. Как строится ваш процесс отбора артистов? Какие критерии важны для вас? (Чем больше примеров и деталей, тем интереснее!).
На самом деле ко мне приходят люди, которые любят печатать ризографией (смеётся). Видимо, в этом и заключался план открытия открытой ризо-мастерской. Но для ART VOLKMARSDORF, ежегодной групповой выставки, проходящей в RISO CLUB, мы приглашаем 20 художников со всего мира присоединиться к этому безумию. Наша цель — охватить большое разнообразие стилей, профессионализма, а также возраста, что делает выставку очень забавной! Несколько лет назад мы также пригласили Диму HLCLL, который, в свою очередь, предложил мне провести выставку RISO CLUB в пространстве КЛУБ.
С какими людьми (или художниками) вы бы никогда не стали работать вместе и почему?
Никогда не стал бы работать с фашистами, сексистами, гомофобами или просто мудаками. Например, если бы группа Раммштайн попросила меня напечатать миллион обложек для их CD. Несмотря на большие деньги, я бы ответила отказом. По моему мнению, уважение друг к другу и к незначительным личностям действительно важно для нашего общества и, следовательно, для всех. И я думаю, что Раммштайн вроде как упустили этот момент и даже хуже! (Не хочу вдаваться в подробности! Но эти болваны засели в моей голове!)
Нас познакомила с вами команда нижегородской ассоциации «КЛУБ». А как вы с ними познакомились? И как получилось, что вы представляете выставку в КЛУБе?
Некоторое время назад Дима делал обложку кассеты для групп LASSIE и EX WHITE. Не знаю, как так вышло, но благодаря этому я познакомилась с его великолепными работами. После групповой выставки, в которой он тоже участвовал, я также попросила его оформить страницу для ризографической повестки дня 2022 года. А теперь он попросил меня принять участие в жизни КЛУБа, где и пройдет наша выставка.
Чего ожидать зрителю?
В этом году RISO CLUB исполнилось 10(0) лет. Мы отметили этот большой юбилей архивной выставкой в BISTRO 21 и многими другими интересными вещами. И когда меня попросили поучаствовать в выставке в КЛУБе, я показала фотографии архивной выставки этого года. Для выставки в КЛУБе мы отобрали 30 постеров из архива RISO CLUB с 2014 по 2024 год, чтобы показать всю красоту ризографии. Надеемся, вам понравится!
Если не секрет, расскажите нам о ваших дальнейших планах по изданию и будущих проектах?
В больших планах — основать издательство, собственно, уже пора. И постараться сохранить ту позитивную энергию, которую RISO CLUB несет людям.
RISO CLUB: МАСТЕРСКАЯ СУБКУЛЬТУРНОЙ ТИПОГРАФИИ
20 Сентября, 2024