Её основатель Максим Кишкин сформировал для себя две важные цели: архивировать современное уличное искусство и помогать каждому, кто за ним стоит. Стремления привели его к полному пересмотру взглядов на своё жильё. Так, некогда обычная квартира стала местом проведения самых разных мероприятий: от выставок художников, до выступлений камерных музыкантов.
Мы попросили Максима рассказать о том, как “семейное” увлечение искусством определило его дальнейшую жизнь, а проект стал связующим звеном между художественной галереей и традицией уютных квартирников.
Фото: Сергей Куб
Максим Кишкин: Граффити-культура всегда привлекала меня; я не упускал любую возможность выйти с друзьями на улицу и порисовать. Всё шло по ходу пьесы.Я вырос в семье, где ценили искусство.У моего отца были кое-какие картины. Сам я в детстве собирал марки и монеты, что в Советском Союзе было одним из главных хобби. В “закрытом” государстве это было глотком свежего воздуха, прикосновением к новому. Можно сказать, что через коллекционирование люди путешествовали (смеёмся).
В определенный момент я начал интересоваться современным искусством. Постепенно одно коллекционирование попросту сменилось другим. При планировке своего жилья я учитывал, что на стенах будут висеть какие-нибудь картины. Желая разобраться, что к чему в отцовской коллекции и в современном искусстве, я даже закончил факультет истории искусств. В процессе обучения, понял, какой вид искусства и когда архивировался, и на чём преподавание остановилось. Да, нам рассказывали про американский поп-арт, а может про советских семидесятников, но…. На этом всё. Поэтому я сложил для себя план по архивации того, что происходит сегодня.
![image](https://static.tildacdn.com/tild3363-3334-4938-a233-376464316436/2.jpeg)
Вот, что такое граффити? В какой-то степени, это “фотография”: человек пришел, нарисовал и сфотографировал. А потом, как это обычно бывает, спустя дни его работа перекрывается или закрашивается. Остаётся лишь снимок. Я задался целью, чтобы от участников сегодняшнего “движняка” оставалось что-то, что можно увидеть лично, подержать в руках, повесить на стену… Даже не знаю, нужно это или нет, входит ли это в культуру или, наоборот, разрушает её принципы.
На меня произвело сильное впечатление, что П183 больше нет в живых. Я понял ,что не только работы граффити художников исчезают, но и сами люди. Я поставил перед собой задачу собрать максимально полную коллекцию тегов на холстах действующих граффити райтеров. Идея заключалась в том, чтобы создать из этих холстов бесконечную, единую стену, аналог уличной, но вынутую из городского контекста и временного континиума. Такую стену невозможно закрасить, а значит у нее есть шанс стать частью истории.
Современное искусство — это то, что происходит здесь и сейчас. Если человек собирает картины, например, 19 века — это здорово. Но если он собирает современное искусство, то у него есть ценная возможность пообщаться с автором, присутствовать или участвовать в создании работы… Лично мне это кажется интересным. Как то раз мой друг, московский художник Мультос, нарисовал серию работ, и все пришли посмотреть на неё, потому что моя квартира была единственным местом, где эти картины можно было выставить. К тому же, показать он её хотел как раз моему окружению; тут всё и “склеилось”. Постепенно сложилась некая команда, благодаря которой этот проект начал активно развиваться.
![image](https://static.tildacdn.com/tild6336-3530-4566-b361-396532613237/3.jpeg)
Я боюсь, что место, где мы сейчас находимся — это, всё-таки, не галерея. Или галерея, но в последнюю очередь. Даже по названию “NOTFOUNDGALLERY” всё становится понятно, тем более это имя собственное. “Галерея, которой не существует”, — так я его понимаю. Да, здесь выставляются картины, но тут, как и с любой другой квартирой: над диваном тоже что-то, да висит. У меня тоже самое, только пространство позволяет сделать выставку картин.
Классические галерейные принципы нам не очень близки. Галереи торгуют искусством, мы — нет. Конечно, часть представленных у нас работ можно приобрести, но эти вопросы автор и покупатель уже решают сами.
Это место, скорее, продолжает развивать русские традиции квартирников. Здесь нет четкой грани между жилой квартирой и выставочным помещением. Всё-таки, здесь стоит моя кровать, письменный стол… Это как раз и создаёт ощущение домашнего уюта.
Мне кажется, главная идея и максимум, который из данного проекта можно вытащить, это создание некоего места встречи художников. Если подобного места нет в городе, оно создаётся самими художниками, например, на какой-то уличной коробке… Для меня большая честь создать место, где между художниками могут заключаться творческие союзы. Так и создаются “университеты”; сегодня парни просто общаются по интересам и обмениваются опытом, а завтра — идут вместе рисовать.
![image](https://static.tildacdn.com/tild3266-6538-4334-a366-323137306432/4.jpeg)
Мы делали много выставок, и каждая из них по-своему запоминающаяся. В основном акцент идёт на абсолютно новые серии. Я стараюсь полностью включиться в процесс подготовки, во всем помогая художнику, предоставляя ему для работы все нужные материалы.
Наши двери открыты для всех. Но, так получается, что обычно посетители — это друзья друзей, а не просто люди с улицы. Чуть реже — те, кто интересуется граффити-культурой и хочет с ней познакомиться.
Сами выставки могут произойти спонтанно: то три мероприятия за выходные, то никаких в течении трех месяцев. Бывало, что приезжали люди из другого города со своими работами, и нужно было в кратчайшие сроки их выставить. Планирование здесь ни к чему, я всегда готов встретить новых гостей и организовать им мероприятие. Мы часто вешаем экспозицию на экспозицию, выглядит это довольно прикольно. Если направления не мешают друг другу, то один арт становится подложкой другому.
![image](https://static.tildacdn.com/tild3834-3038-4063-a439-373731663933/5.jpeg)
Выставить свои работы здесь может любой художник, достаточно просто со мной связаться. Остальное — дело нашего с ним разговора. Но мой формат “квартирника для своих” устраивает далеко не всех… Эта площадка, вероятно, не подходит для тех, кто хочет с помощью выставки попробовать найти свое место в арт-рынке или художественной жизни Москвы:прийти может далеко не каждый, рекламу дать нельзя…. Основная задача — дать художнику возможность развиваться, стимул пробовать что-то новое в своем деле, искать себя и двигаться дальше. Выставка скорее превращается в шанс найти единомышленников, понять свою нишу в этом сообществе.
![image](https://static.tildacdn.com/tild3638-3562-4661-a465-323139653435/6.jpeg)
Хочется заметить, что все ребята, которые когда-либо делали выставку у нас, начинают готовиться к следующей. Возможно, это часть нашей “программы”. Причем не обязательно, что следующая выставка пройдет здесь. О результате говорить пока рано, многие из ребят ещё молодые и у них все впереди. Да, может быть для кого-то это останется разовым опытом, воспоминанием, что когда-то он рисовал и у него была своя выставка. Масштабный проект по сбору тэгов уличных художников России на холстах помогает выставкам и наоборот.
Что касается планов на будущее, то всё интересно менять. Не стоит привязываться к месту. Быть может, у нас получится проводить выставки на стороне, хотя это довольно сложно. Всё имеет свойство развиваться, и российская граффити-культура не исключение. Правда, развитие идёт согласно местному менталитету и фольклору, что тоже интересно и здорово! И главное — всё ещё впереди!
![image](https://static.tildacdn.com/tild3763-3630-4461-b366-666261366433/7.jpeg)