INTERVIEW WITH JORDAN SPEER
Ярчайшие временные линии перемешались и застыли в совершенно новых формах. В таких, где паровой век столкнулся с боевиками 80-х и верой в инопланетян, а киберпанк — с атмосферой высокого фэнтези. Эти визуальные сказки 21 века рождаются в Кентукки и выходят из под цифрового «пера» Джордана Спира.

Как ему удаётся создавать удивительную анимацию и сохранять творческую гибкость, представляя уникальные проекты как для Brain Dead, так и для Bloomberg — читайте в нашем интервью.
INTERVIEW WITH JORDAN SPEER
Ярчайшие временные линии перемешались и застыли в совершенно новых формах. В таких, где паровой век столкнулся с боевиками 80-х и верой в инопланетян, а киберпанк — с атмосферой высокого фэнтези. Эти визуальные сказки 21 века рождаются в Кентукки и выходят из под цифрового «пера» Джордана Спира.

Как ему удаётся создавать удивительную анимацию и сохранять творческую гибкость, представляя уникальные проекты как для Brain Dead, так и для Bloomberg — читайте в нашем интервью.
Как вы сказали, вы выросли в «относительно религиозной семье». Поэтому мультфильмы, видеоигры и прочие детские штучки были под запретом. Расскажите нам о том времени. Как Вы находили «лазейки», чтобы посмотреть мультики и поиграть в игры? Может, припомните что-то забавное.
Не все было под запретом.... Просто у моих родителей были какие-то странные метрики, которые я никогда не пойму (смеётся). Например, я помню, что мог смотреть «Черепашек-ниндзя» или «Уличных акул» только у друзей, но что-то типа «Бэтмена» можно было легко включить и дома (что странно, потому что Бэтмен, как бы, подразумевается реальным чуваком, выбивающим дерьмо из реальных людей). Полагаю, все эти ограничения заставили меня больше ценить то, что я успел посмотреть. Небольшой компромисс за то, что некоторые средства массовой информации были менее доступны, я думаю. Я бы не сказал, что это было трудно… Например, я знал нескольких детей, которым вообще не разрешали смотреть телевизор (по сути, живое воплощение детей Фландерса из Симпсонов)… Всё это привело к своего рода культурным «слепым пятнам», которые имели место быть.

Говоря о «слепых пятнах», я имею ввиду… Например, вот один момент, который я хорошо помню. Когда я впервые посмотрел «Акиру» на VHS. Нам с братом было лет 8-9, мы взяли кассету в видеопрокате. Моя мама была чем-то занята и только мельком взглянула на него — думаю, она увидела, что мы смотрим мультфильм, и решила, что все в порядке. В общем, это был знаковый момент для моего детства. Помню, как я переживал, что в любой момент войдет мама, увидит, что происходит на экране и заставит нас прекратить смотреть «Акиру». Но этого не произошло. Так что спасибо моей маме за её «оплошность»!
Когда вы были подростком, что производило на вас наибольшее впечатление и оказало влияние на ваше дальнейшее становление? Может быть, что-то из родного Кентукки?
Я вырос недалеко от Мамонтовой пещеры, которая является самой большой пещерной системой в мире. Там бездонные ямы, безглазые рыбы, остатки старых поселений в глубине пещеры. Люди занимались там всякой всячиной на протяжении 5 тыс. лет. Я до сих пор иногда туда хожу, там одновременно красиво и страшно. Окружающий ландшафт очень красив: холмы, долины, реки. Я постоянно вспоминаю, как ходил туда в детстве, и понимаю, что пещера очень сильно повлияла на меня в юности. Думаю, это объясняет, почему мне нравятся подземелья и темное фэнтези.
Почему вы решили заняться искусством и сосредоточиться именно на 3D, а не аналоговой технике?
Не могу припомнить конкретный момент, когда я решил начать заниматься искусством. В детстве я всегда рисовал, и все как-то само собой завертелось. Я помню, что в раннем детстве видел 3D в мультфильмах, а потом и по телевизору... Было такое шоу «Перезагрузка», которым я был одержим. Оно было полностью в 3D (впервые для того времени), снято канадскими маньяками. Когда мне было 14 или около того, я научился пиратить и нашел рабочую версию Bryce 3D. Я подсел на него. После школы я поступил в колледж на факультет живописи и на какое-то время отошёл от 3D, но, бросив учебу, вернулся к нему. Думаю, это произошло потому, что художественные принадлежности стоили дорого, а мои различные подработки в посудомойке/пиццерии позволяли оплачивать лишь самую малость из них.

Мне нравится 3D, потому что я люблю «бороться» с программным обеспечением. По умолчанию всё выглядит идеальным и блестящим. Мне нравится пытаться сделать так, чтобы всё выглядело грубо, или, по крайней мере, чтобы изображение выглядело так, будто в процессе его создания участвовал человек. Мне также нравится аспект «черного ящика». Под ним я подразумеваю, что я очень глуп и не очень хорошо понимаю вычислительную технику, поэтому многое в моем процессе упрощено настолько, насколько это возможно. Это как тыкать во что-то палкой, пока оно не сдвинется с места. Я стараюсь, чтобы мой рабочий процесс был как можно проще. Я ненавижу все, что требует математики, черчения или плагинов.
В своих ранних работах вы пытались идти вразрез с существовавшим в то время 3D-искусством и вкладывали в свое творчество различный жесткий посыл. Расскажите об этом подробнее. Что было важно для вас как для художника в то время? И почему вы переключили свое внимание с искусства, в котором важен посыл, на более абстрактные идеи?
Думаю, я проходил через типичную «фазу антирекламщиков» (так я ее назову). Вроде бы ты молод и глуп, все ещё узнаешь, как всё устроено, и очень злишься, но в то же время создаешь всевозможные новые ментальные связи и строишь своё мировоззрение. Возможно, я думал об империализме США и очень злился на Disney, Viacom или кого-то ещё, я не знаю.

В какой-то момент я понял, что творчество приносит гораздо больше удовольствия, когда ты не пытаешься подогнать процесс под какую-то предвзятую идею. А просто даёшь ему [творчеству] волю!
Судя по вашей странице в инсте, вы часто ищете новые источники знаний и рекомендаций. Вы черпаете их отовсюду! От документальных фильмов о динозаврах и рыцарях до советской российской мультипликации. Что это: врожденное любопытство или желание развивать свою насмотренность?
Не думаю, что я когда-либо сознательно решал разработать определенный визуальный стиль или исследовать какую-то тему. Я просто стараюсь думать о процессе как о пищеварительной системе…. Например, если вы просто едите кукурузу, то практически знаете, как будет выглядеть конечный результат. Но если вы проявите любопытство и съедите много разных продуктов, то, пусть вам и неизвестно, что получится в итоге, но вы будете точно уверены в том, что получится что-то интересное. Я очень упрям, но в то же время ленив. Так что мой стиль — это результат компромисса с неудачными экспериментами и опорами на плохие привычки, пока они каким-то образом не превратятся в хорошие (смеётся).

Со времен пандемии я будто вернулся к тому, чем увлекался в молодости. Последние годы были полны открытий. И сейчас меня сильно вдохновляют такие художники-фантасты, как Ted Nasmith(которым я был одержим в средней школе), Erol Otus, Roger Garland и Sue Dawe.
Светлые глаза из полумрака. Я могу сказать, что это центральный образ ваших работ. Иногда это парень в капюшоне. Иногда это просто глаза из какого-то пятна. Что для вас значат эти глаза?
Я раньше часто рисовал лица, так что, возможно, это результат усталости (смеётся). Это хороший шорткод, который можно поместить почти в любое место композиции, и да, я думаю, что они [глаза] выглядят круто. Мне нравится помещать на работы таинственных свидетелей всего происходящего.
Другие ваши работы также полны необычных вещей, странных транспортных средств, персонажей в силовой броне, больших пчел, куча пасхалок... Как вам приходят в голову эти безумные идеи?
Я стараюсь не думать о том, откуда они берутся. Обычно это просто вещи, которые, как мне кажется, было бы забавно или смешно сделать.
Есть ли у вас некое подобие лора для всего, что вы рисуете?
Я надеюсь, люди сами придумают объяснение моим работам. Для меня это гораздо интереснее.
Есть ли у вас определенные ритуалы или что-то необычное и особенное, связанное с процессом творчества?
Как я уже сказал, я очень упрям и имею вредные привычки... Одна из них заключается в том, что я ненавижу, когда в течение дня происходят другие события, если я пытаюсь работать над чем-то. Например, если я просыпаюсь и знаю, что потом мне нужно будет бежать по делам или что-то в этом роде, это мешает мне, когда я пытаюсь сосредоточиться на работе. Так что, наверное, можно сказать, что мой ритуал — это лень. Раз в день я позволяю себе вздремнуть минут на 45. Вы вообще можете поверить, что есть люди, которые работают из дома и не дремлют?
Какие различия в вашем творческом процессе между созданием художественных работ и анимации?
Анимация добавляет кучу новых соображений и ограничений, которых нет в статичных иллюстрациях, поэтому я обычно работаю в режиме решения проблем, что не всегда способствует получению удовольствия. Моя конечная цель в анимации — достичь того уровня, когда я смогу подходить к ней так же, как к иллюстрациям. Мне нравится просто рисовать, и только потом разбираться, как это всё будет работать.
Вы часто выполняете заказы для различных компаний и брендов. От Brain Dead до Bloomberg. Что Вы больше всего цените в такого рода сотрудничестве?
Больше всего я ценю свободу и работу с людьми, которые верят в тебя и уважают искусство. Сотрудничество с Brain Dead было проектом мечты. Кайл Нг и Стив Смит [прим. — команда Brain Dead] смотрят на работу с художниками как на «гранты», и это действительно так. Эти парни любят искусство и с огромным уважением относятся к художникам и всем тонкостям их творческого процесса. Работая фрилансером более 10 лет, я могу сказать, что так бывает далеко не всегда.
За какие заказы вы ни за что не возьметесь?
За всё, где художник используется для того, чтобы украсить пустую или глупую идею, чтобы угодить кучке выпускников бизнес-школ или технарей, которые втайне (или даже открыто) презирают искусство. Раньше занимался подобными вещами, чтобы оплатить счета. Как фрилансер ты постоянно находишься в орбите этих гигантских медиахолдингов и корпоративных бегемотов, которые заманивают тебя короткими контрактами и ограниченной ответственностью в том тупом деле, которое они продают.
Как Вы сказали, Вы большой поклонник стальной гитары, а лучшее шоу, которое Вы когда-либо видели, состоялось в заброшенной хижине в глуши штата Кентукки. Выделите свою любимую музыку/музыкантов? Что входит в ваш плейлист?
В основном я слушаю музыку на YouTube, поэтому у меня море плейлистов в хаотичном порядке. Brian eno, Hiroshi Yoshimura, Harry Hosono, R. Stevie Moore, Geinoh Yamashirogumi, Bill Orcutt, John Prine, Friction, Quasimoto. В последнее время я также слушаю Marry Lattimore и Pharoah Sanders. А недавно заново открыл для себя альбом «Voices» Йоко Уэно, который часто слушал раньше. Он всегда вводит меня в состояние летаргии и эйфории. Хороший стаф.
Что Вас сейчас вдохновляет и интересует помимо мира визуальной культуры?
Хотелось бы назвать какую-нибудь крутую вещь, которой я сейчас увлекаюсь. Я смотрел много видеороликов Совета по химической безопасности США на YouTube. Они просто безбашенные. Я перечитываю «Анналы прежнего мира», изучаю горы и камни. Пару недель назад я купил бейсбольную перчатку и играю в мяч со своей девушкой. Увлечения никогда не заканчиваются.
Над какими личными проектами вы сейчас работаете? Каковы ближайшие планы?
Сейчас я заканчиваю работу над книгой с картинками для McSweeney's. Это детская книга, но, надеюсь, она понравится и взрослым. Я работаю над ней больше года. Она выйдет в начале 2024-го.

В ближайших планах — заработать $999,999,999, чтобы отдохнуть от фриланса и поработать над личным проектом, которым я давно хочу заняться. Посмотрим, что из этого выйдет.
INTERVIEW WITH JORDAN SPEER

Сайт художника

Grade Moscow
18th August, 2023