Фото: Виктор Белохонов, 2010
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ: ДИАЛОГ
С ФЕДОРОМ ТЕЛКОВЫМ
18 ОКТЯБРЯ, 2023
Федор Телков — фотограф и исследователь культурного многообразия Урала и других регионов России, обращающий особое внимание на быт и мифологию коренных народов. В своих проектах он документирует ту часть жизни, которая покрыта тайнами или вовсе закрыта от внешнего мира. Несмотря на свою приближенность к реальности, Фёдор часто подчёркивает сверхъестественный и мистический контекст моментов, которые ему довелось пережить и запечатлеть.

В нашей беседе Федор рассказал о своем периоде работы сторожем в уральском фотосалоне, о серии портретов детей из тагильского детдома, а также об осторожностях и принципах при документации жизни старообрядческих общин. Специально для GRADE фотограф отобрал четыре серии снимков на самые разные темы: от традиционной русской псовой охоты до окрестностей маленькой деревни из игры Skyrim.
На первых курсах учебы в педагогической академии вы работали сторожем в фотосалоне. Расскажите подробнее об этом опыте. Чем эта работа вам запомнилась?
Это был очень важный и яркий период в моей жизни, и, весьма опосредованно связанный с фотографией: время, когда я начал зарабатывать свои первые регулярные деньги, а вечерами, пока сторожил, мог проводить время с друзьями. Фотосалон был самый обыкновенный (он кстати до сих пор работает), куда местные жители приносили пленки из своих мыльниц и заказывали печать для альбомов. Если говорить о фотографии, то, поскольку там печатали огромное количество снимков, был брак, который печатники выбрасывали. Из урны я набирал себе коллекцию каких-то занимательных фотографий — засвеченных, искаженных цветов, прикольного содержания, абстрактных картинок. Собирал я карточки просто так — потому что очень нравились, нравилось в них и то, что эти снимки получались такими сами по себе, их выбросили, а я разглядел в них красоту. Где-то у меня до сих пор лежит пачка отпечатков 10×15 см.

Некоторые печатники в салоне собирали коллекцию «порномата» — интимных снимков заказчиков. Это была, конечно, удивительная история, очень многое тогда стало понятно про тайную жизнь окружающего мира.

Еще пару раз с друзьями мы проводили портретные съемки вечерами, в условиях лаборатории. На тот момент я уже начал увлекаться фотографией, снимал на папин «Зенит», тогда же начали появляться первые цифровые камеры — в салоне была возможность их потестить.
Федор Телков, проект «Дежа вю»
Одной из ваших первых успешных серий снимков стали портреты детей из тагильского детдома. Как вам пришла эта идея? Как вы готовились к этому проекту? Как вы взаимодействовали с детьми и какой фидбек вы получали от зарубежной публики?
Это был период увлечения репортажем. Тогда был расцвет журнала «Русский репортер», появилась площадка «Photopolygon.ru». Общими местами для всех начинающих тогда фотографов были дома престарелых, цыганские поселения, репортажи с места локальных событий, репортажи о профессиях и образах жизни. На такой волне социальной фотографии захотелось сделать большой репортаж о детских домах в Нижнем Тагиле и окрестностях. Это были черно-белые жанровые фотографии. Но в те же времена взошла и звезда русского «Esquire», который транслировал совершенно другой подход к фотографии, построенный на проектном подходе. В тех публикациях часто можно было встретить и искусственный свет, и постановку, типологию, серийность и т. д. Так вот, однажды на съемку я прихватил софит с алюминиевым плафоном и сделал серию портретов ребят, которые готовились к празднику в доме. Так получилась моя первая портретная серия. Если отступить немного от вопроса, то за эту тему теперь я бы не взялся – не смог бы работать в виду совершенно нового «зрелого» понимания проблемы.

Вышеупомянутая площадка «Photopolygon.ru» была создана для репортажных, документальных, стрит фотографов. Ты выкладывал серии, а участники ставили оценки, могли плюсовать фотографии, а могли ставить и отрицательные баллы. Так складывался рейтинг фотографов. Я был на хорошем счету. Однажды вечером я выложил на «полигон» ту серию детских портретов — утром обнаружил рейтинг -80 баллов. Чуть позже эта же серия побеждала в международных конкурсах, я ее показывал на потрясающем и, к сожалению, единственном масштабном портфолио ревью в 2011 году в Москве, и эта серия однозначно выделялась всеми участниками среди моих работ. Эта ситуация была интересной иллюстрацией про то, как тогда разделялись миры фотографии в России, какие были четкие границы между жанрами.
Как вы пришли к мысли, что хотите посвятить свою жизнь и творчество исследованию культуры, природы и народов Урала?
Такого решения я не принимал. Я с удовольствием могу работать в любом регионе. Да, действительно большинство работ сделано на Урале, но только потому, что я тут живу. По поводу того, что вокруг, легче и точнее можно рефлексировать, ну и взяться за новую тему проще, когда она рядом — не нужно искать дополнительные возможности — просто пошел и делаешь. Таким образом, у меня накопилось масса материалов, которые грех не объединить в масштабное исследование Урала.
Федор Телков, из серии снимков «Псовая охота»
Вы говорили, что природа — это ваш ключевой мотив, и эта история языческая. Почему вам так важно быть «приближенным к реальности»? И почему, документируя реальность, вам также важно смешать её (контекст) с чем-то вымышленным, нереальным и, порой, сверхъестественным?
Работать с реальностью люблю, потому что, как ни странно, ничего более сказочного — нет. «Дополнять» реальность в некоторых работах мне нравится, потому что хочется показать одновременно несколько измерений, не только доли секунды конкретного момента, но еще и что-то находящееся вокруг этого момента, вокруг объекта, темы. Я часто погружаю действительность в какой-то заданный мною контекст.
Один из ваших самых известных проектов посвящен исследованию быта старообрядческих общин. Расскажите о подготовке и ходе работы над этим проектом. Как вы выстраивали отношения с общинами? На какие компромиссы и уступки приходилось идти, чтобы старообрядцы согласились стать героями вашего фотопроекта?
Особенность этого проекта в том, что время в нем играет особую роль. Чем дольше ты занимаешься, тем больше новых дверей перед тобой возникает и открывается. Многие старообрядческие общины не очень охотно идут на контакт с внешними, поэтому крайне важны рекомендации «от своих», а таковые появляются только тогда, когда к твоей работе появляется доверие и понимание, того, что ты делаешь и зачем. В этой связи, чем больше мест я посещаю, тем больше новых я смогу посетить. Также мне очень помогают люди из старообрядческой среды, с которыми мы подружились на фоне проекта, мы поддерживаем связь, обмениваемся информацией, контактами. Также часто так случается, что в одно и тоже место, общину я могу возвращаться по многу раз, при этом в первое свое появление может быть не снято и не записано ничего.

Этот проект стартовал в 2016 году и делается до сих пор. И если говорить о работе на Урале, то проект действительно начался как исследование местной ситуации, но разросся до изучения явления в целом, вне зависимости от территории, всеми доступными средствами. На данном этапе я взял около полусотни интервью, посетил более сотни населенных пунктов, сделал тысячи фотографий, в проекте представлены 9 старообрядческих направлений. Теперь у меня есть планы по новым локациям, также я работаю над отдельным исследованием связи истории и современности старообрядчества на примере одного города — Екатеринбурга и его окрестностей, надеюсь результатом станет очень классный сайт. В этом «подпроекте» главная задача — оживить исторические события, объекты, персонажей в памяти, повседневной жизни современных старообрядцев, потомков, просто горожан, а также предложить зрителям/читателям новую карту, а в идеале — картину мира.

Еще, если продолжить говорить о ходе работы, то, действительно, в большом проекте много внутренних, более мелких. Так, в ковидные годы я задался целью рассмотреть важность локального, исторического контекста и, с помощью интернета, сделал «Русский пейзаж» — ряд интервью с представителями зарубежных общин, а также серию пейзажей со старообрядческими храмами с помощью Google Maps.

Касаемо компромиссов. Я стараюсь быть максимально тактичен с героями и соблюдаю все установленные границы. Так, например, если меня просят не снимать в какой-то момент, либо какие-то вещи — я этому строго следую. Фотографироваться готовы далеко не все из моих героев, при этом я могу, например, записать интервью. Часть из того, что я вижу и где бываю вообще невозможно никак зафиксировать, но это все равно очень важно для моего собственного понимания и развития. Мне не раз говорили: «отрасти бороду, тебя будут принимать за своего». Я принципиально против такого подхода — для меня важно оставаться «внешним», сохранять честную дистанцию, в данном случае я не приемлю никаких тайных способов получать информацию. Также я всегда отвечаю, если такой вопрос возникает, что крещен в традиции РПЦ. Да, иногда я испытываю к себе определенное отношение, но мне кажется это тоже важно для понимания темы.
Федор Телков, проект «Предварительная археология»
Какой опыт этот проект дал вам, как человеку?
Каждый проект во мне что-то меняет, но, поскольку работа обычно идет долго, мне трудно сказать, что именно, эти изменения происходят медленно. Естественно, что всегда это масса новых знаний, расширенная картина мира, переосмысление уже имеющихся [знаний] и более глубокое понимание того, как живут люди, во что они верят, как воспринимают других людей и место, где живут. Если постараться что-то осмыслить про «Право веры», то:
1. Появилась новая — «старообрядческая» карта региона, страны, мираж;
2. Произошло переосмысление моих собственных религиозных представлений;
3. Обрел новый очень интересный круг знакомств;
4. Я совершенно иначе теперь смотрю на многие исторические процессы, явления в России;
5. Мое понимание окружающей действительности, общества существенно обогатились.
Есть ли у вас страх «исписаться»? Задумывались ли вы о том, что когда-нибудь вы изучите и рассмотрите все темы, связанные с Уралом, и идей для новых проектов попросту не останется?
Такого страха нет, поскольку есть множество интересов на совершенно разных территориях. Просто для их реализации в данный момент нет возможностей. Это с одной стороны, а с другой я вообще не верю в исчерпаемость тем.
Федор Телков, из серии «Псовая охота»
Вы - преподаватель прикладной фотографии при университете. Что этот опыт дает вам как фотохудожнику и как человеку? Есть ли что-то особенное и примечательное в вашей преподавательской деятельности и взаимодействии со студентами?
С этим я уже несколько лет как завязал, по ряду причин. Но это было очень интересно, и, при случае, я легко вернусь к преподаванию снова. Вообще я много чему обучал в своей педагогической деятельности, и, если встречаются заинтересованные, отзывчивые студенты — это очень вдохновляет. Ты видишь, как у них получается, как они переходят на новый уровень и это ужасно приятное чувство, когда спустя годы ты видишь, что человек профессионально занимается чем-то, что ты помог ему освоить. Плюс хорошие студенты дают большой заряд, это скажет любой преподаватель.

На меня, как на фотографа, все это влияло тем, что я постоянно осваивал новую технику, знакомился с разными возможностями оборудования, разными жанрами фотографии. Конечно, все это расширяло собственный рабочий инструментарий.
Над каким проектом вы мечтаете поработать? Есть ли тема, которую вы еще не охватили, но очень хотите?
Как я говорил выше «в столе» лежит несколько тем разных масштабов. Сейчас мне нравятся такие направления: мифология — ее различные формы и места бытования, влияние исторического прошлого, традиций на современность, жизнь различных сообществ и субкультур.
"DEJA VU"
«Дежа вю» — проект-наблюдение за повседневной жизнью. Это своего рода психотерапия человека, который смотрит на то, как меняется все вокруг. Материал снимается на пленку, на мыльницу – тем самым превращая фотоаппарат в записную книжку. Название «Дежа вю», то есть «увиденное прежде» — еще и впечатления автора о том, что как будто бы самые кризисные события ХХ века вдруг проявили себя одновременно в одном пространстве и времени, пересекаясь, наслаиваясь, образуя новые смыслы и образы. И там и тут можно увидеть то, что видел когда-то в исторической хронике, новостях, кино, в ленте новостей.
"ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ"
На Урале большое колличество мест, где обнаружены следы жизни древнего человека. Есть мегалиты, дольмены, предназначение которых не определено. Оказываясь в таких местах, я часто пытаюсь представить что же тут происходило несколько тысяч лет назад.

Человек изначально осваивал дикую природу, пытался приспособить ее для себя, найти в ней свое частное место.

Шувакишский, Калиновский лесопарки имеют сложную историю взаимодействия с людьми. Сегодня освоения леса продолжается: люди строят места отдыха, хоронят любимых животных, строят дома, шалаши, собирают грибы, занимаются спортом, пытаются спрятать мусор.

Данный проект гипотетически допускает, что через некоторое время цивилизация исчезнет в этих местах, и визуализирует то, что археологи будущего могут найти в этих краях в уже разложившемся виде, фрагменты. Эти учёные будут строить предположения о том, что же тут происходило, копать культурные слои.
"ОКРЕСТНОСТИ АЙВАРСТЕД"
Как автор я часто занимаюсь исследованием различных культурных, этнических групп. Вот и в данной ситуации я решил, что попробую сделать нечто подобное, но в виртуальных условиях. Это был чистый эксперимент, серия была сделана специально для выставки внутриигровой фотографии. Я все делал ровно также, как если бы это происходило в пространствах реального мира.

В игру Skyrim я играл когда-то давно и помню, что там были представители различных рас и множество поселений. Деревня Айварстед — первый населенный пункт в игре, там живут охотники, рыболовы, ремесленники. Мой герой немного «пожил» в этом месте, пообщался с местными, посетил окрестности так, как будто бы у него в руках не железный меч и сыромятный щит, а камера и штатив.
"ПСОВАЯ ОХОТА"
Псовая охота заключается в травле и ловле зверей борзыми собаками. Возникла, первоначально, у арабов, затем перешла к монголам и от них, во время нашествия на Русь, сделалась известной и в России. Особое развитие псовая охота получила во время правления Ивана Грозного.

Псовая охота производится преимущественно на лисиц и зайцев. До революции 1905 года такая охота была очень популярна, была развлечением богатых людей. После появления СССР псовая охота почти исчезала вместе с дворянским сословием.

Сегодня эта русская забава стала экзотикой и спортом небольшого количества любителей. Для охотников это возможность погрузится в историю, оказаться на природе, тренировать своих собак, соревноваться с другими охотниками в подготовке, ловкости и удаче.
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ: ДИАЛОГ
С ФЕДОРОМ ТЕЛКОВЫМ
18 октября, 2023

SITE