EXCURSION: PRINT MAFIA
ПРИНТ МАФИЯ — московская студия шелкографии, активно взаимодействующая с миром искусства, созданная в 2008 году. Её основатель Ильдар Искаков увлечен поиском и объединением самых разных художников, которым близка тиражная графика. Он не только коллекционирует их работы, но и выступает издателем, предоставляя возможность перенести почти любую работу художника — от акварельного холста до цветной фотографии — в формат шелкографического принта. За каждым таким принтом таится череда историй: личности художника, непосредственно работы и усилий, которые студия потратила на его воплощение.

Специально для GRADE Ильдар провёл экскурсию по знаковым работам из коллекции ПРИНТ МАФИИ, которые были напечатаны в студии.
EXCURSION: PRINT MAFIA
ПРИНТ МАФИЯ — московская студия шелкографии, активно взаимодействующая с миром искусства, созданная в 2008 году. Её основатель Ильдар Искаков увлечен поиском и объединением самых разных художников, которым близка тиражная графика. Он не только коллекционирует их работы, но и выступает издателем, предоставляя возможность перенести почти любую работу художника — от акварельного холста до цветной фотографии — в формат шелкографического принта. За каждым таким принтом таится череда историй: личности художника, непосредственно работы и усилий, которые студия потратила на его воплощение.

Специально для GRADE Ильдар провёл экскурсию по знаковым работам из коллекции ПРИНТ МАФИИ, которые были напечатаны в студии.

С 2008 года студия ПРИНТ МАФИЯ занималась печатью на ткани, но с момента ее создания я всегда хотел попробовать печатать работы художников на бумаге. В 2014 году я познакомился с Евгенией Боневерт, которая приехала в Москву с командой French Fourche и искала студию, где можно было напечатать совместный принт Тристана Перне и Ильи Волюма.
В поиске производства Евгения и Тристан забрели на Электрозавод, где нашли меня. Я с удовольствием согласился предоставить им студию для печати. Процесс художественной печати, которую я наблюдал во время их работы, сильно меня увлек. На тот момент мои знания в сфере современной тиражной графики были близки к нулю и мне захотелось узнать побольше. Команда French Fourche и Евгения Боневерт делали выставку шелкографических принтов в клубе PowerHouse, и там я познакомился с Эльчином Али-Заде, который предложил мне напечатать одну из работ для своей онлайн-галереи Формат Один. С тех пор художественная печать стала неотъемлемой частью деятельности моей студии.
Я начал больше общаться с Евгенией и она предложила издавать работы московских художников. Первым результатом нашего совместного проекта стала работа Андрея Касая. Весь ее тираж уже продан, осталась одна копия — она висит у меня в студии.
Мы начали плотнее работать с Евгенией и запустили издательство МИР. В период его существования мы напечатали еще несколько работ Андрея Касая, Маши Красновой-Шабаевой, Натальи Хомелис, Димы Пантюшина и работы, придуманные нами.
Помимо своего издательского проекта мы брали заказы на художественную печать со стороны, одним из постоянных заказчиков стал Эльчин с его галереей Формат Один и пулом уличных художников. Таким образом я начал больше погружаться в культуру граффити и знакомиться с уличными художниками. Самая интересная работа, которую мы сделали в это время — работа команды ЗАЧЕМ. У меня в коллекции осталась черно-белая версия этого принта, но в галерее еще можно приобрести уникальные цветные версии, доработанные спреем — для этого мы разложили бумагу на полу, а ребята из ЗАЧЕМ покрыли ее разноцветными тэгами, после чего мы начали печать.
Я стал чаще печатать работы на бумаге и начал приобретать специальное оборудование для художественной печати, чтобы повысить качество отпечатков: традиционные "карусели" для текстильной печати уже не подходили.

Обязательное условие моей работы с художниками — одна копия остается мне, так я и пополняю свою коллекцию. Невозможно рассказать обо всех работах, которые я напечатал — их слишком много. Но отмечу еще несколько.

В мире музыкальные группы часто печатают отдельный лимитированный тираж афиш своих концертов методом шелкографии, к сожалению, в России эта практика не очень развита. Лидер уже не существующей группы "Кружок" Миша Питерский делал отличные афиши, и я предложил ему напечатать их шелкографией.
Все эти работы подписаны и пронумерованы участниками группы и имеют не меньшую ценность, чем работы художников. Позже я не раз печатал афиши музыкальных групп, самая уникальная из них — работа для Джека Уайта, который приехал с мировым турне в Россию. Эту афишу придумал дизайнер группы специально для московского концерта. Менеджер музыканта из Нью Йорка заранее связался со мной, чтобы успеть напечатать афиши к концерту. Я не знаю, как он меня нашел, но это было интересно и неожиданно.
Информация о существовании студии начала распространяться среди художников, которые стали обращаться с просьбой напечатать принт самостоятельно. Я с радостью предложил им свою студию и консультацию — для большинства из них это был первый опыт печати. Один из интересных примеров такого сотрудничества стала работа художника Acid Bask, в которой он перевел рисунок, нарисованный разноцветными фломастерами на бумаге, в формат печатных матриц и напечатал сам. Одна копия этой работы осталась у меня в коллекции, она мне очень нравится.
А вот работа Вовы Nootk — одного из любимых моих художников. Эту работу я напечатал по заказу галереи Формат Один, в ней 7 цветов, и она уже давно распродана.
Также хочу выделить принты Алексея Луки. Поначалу его было очень сложно печатать, так как его работы требуют очень точного совмещения слоев и кропотливой работы над матрицами. Сейчас мы готовим для него работу на фанере, скоро вы сможете увидеть процесс ее создания.
А вот работа нижегородской Команды Той, она называется "Ночная Леди", скорее всего, еще несколько копий осталось в галерее. Мне очень нравится то, что делают Сева и Егор, их техника уникальна, и пришлось постараться, чтобы сохранить их стиль в технике шелкографии: одних оттенков серого там несколько разных цветов.
Работа Димы Греда из моей коллекции достаточно проста в реализации — ее несложно печатать. Но эти простые геометрические формы отлично смотрятся в интерьере.
Еще один Дима в моей коллекции — Дима Пантюшин. С начала нашего сотрудничества мы издали уже три его работы. Первая из них была сделана к трехлетию бара Энтузиаст.
Стиль Димы вдохновлен традиционными работами советской школы плакатистов и обогащен его авторским видением. Дима делает много цифровых работ, но для особых случаев обращается ко мне. Вторая его работа — принт к всемирному дню виниловых пластинок.
Во время локдауна мы продолжали работать и сделали очень интересный принт, который он придумал под влиянием мирового коронавирусного безумия. Мы использовали золотую краску и традиционную цветовую гамму Дмитрия.
Важно отметить, что художник вовлечен в процесс создания принта постоянно, с самого начала работы. От выбора бумаги и размера тиража до намешивания красок, которое само по себе может отнимать несколько дней, от подготовки сеток до непосредственно печати — на всех этапах мы стараемся работать в тесной связке с автором. История "отправил на почту файл и забрал готовый тираж" — это не про художественную шелкографию, где печатник зачастую выступает соавтором готового принта и творит вместе с художником.

Работу японского художника-татуировщика Hideo Uchiyama мы напечатали ко дню рождения магазина BELIEF. Все копии напечатаны на белой бумаге, но у меня остался уникальный прикладочный лист на красной.
Расскажу немного про свою сольную издательскую деятельность, которой я стал заниматься не так давно. Одна из первых работ, которую я напечатал как издатель, была работа Ивана Найнти. На первый взгляд сложно представить, что работа напечатана всего четырьмя цветами. Эффект наложения — один из основных приемов шелкографии — позволяет печатать полноцветные изображения с использованием всего четырех матриц. Ваня работает в стиле коллажа и нам удалось максимально сохранить все детали и разнообразие оттенков оригинала работы, включая мелкие детали рваных краев бумаги.
Следующая работа, которую я издал — десятицветный принт Леши 167. Мне близок его стиль и обилие мелких деталей. В этой работе много скрытых посланий и отсылок к культовым граффити художникам. На работе изображена одна из главных московских улиц — думаю, вы сами догадаетесь, какая именно. Процесс печати шел долго, но это того стоило.
Тема Москвы была поднята и в одной из последний работ Саши RTS: в этой работе используется еще один классический прием шелкографии — растрирование. В работе всего два цвета, но ощущение, что их больше. А сам рисунок наполнен представителями городских субкультур — велосипедисты, битмейкеры, художники и другие озорные ребята наполняют и захватывают пространство столицы.
Возможности шелкографии почти безграничны — начиная от использования уникальных кастомных цветов до печати мельчайших деталей. Пример такой кропотливой работы — принт Максима, который мы напечатали тиражом всего в 10 экземпляров. Здесь мы использовали флуоресцентные краски, которые, накладываясь друг на друга, создавали множество новых причудливых оттенков.
Важный элемент тиражной графики, отличающий ее от цифровых плакатов и добавляющий ценности каждому экземпляру — подпись художника. Каждый утвержденный художником лист подписывается и нумеруется лично автором. Бывает так, что художник находится слишком далеко, чтобы прийти в студию. Тираж работы Владика Шубы, которую я напечатал совместно с издательством >>послезавтра>> Евгении Боневерт, проделал немалое путешествие, чтобы получить свою подпись: из Москвы во Владивосток и обратно.
В моей коллекции есть еще несколько работ, которые художники напечатали не в моей студии. Работа Сергея Овсейкина — одна из таких. Я не помню, на что я ее обменял, но точно не жалею — она отличная.
Также мы с женой собираем холсты. Один из моих любимых — работа Дмитрия Колоскова (Eugor 96) - активного уличного художника из Харькова. Ее моя жена обменяла на работу Кирилла Кто из своей коллекции.
Помимо принтов я часто становлюсь обладателем артефактов, связанных с печатью. Пример — печатная форма из фанеры, которую Acid Bask выпиливал лобзиком вручную, а потом использовал для печати огромных (более 2 метров в высоту) принтов.
Еще один такой артефакт я нашел во время путешествия по Индии я был в городе Джайпур — городе, где придумали классическую индийскую технику набивной печати на ткани. В одном из музеев города меня посетила идея сделать клише для набивной печати из эскизов работ московских художников — Дима Елум прислал мне рисунки, на основе которых Джайпурские мастера вручную вырезали деревянные штампы для печати. Образцы отпечатков я сделал на бумаге, пока этот проект лежит на полке, но в скором времени я к нему вернусь.
Ну и напоследок хочу сказать — за время моего глубоко внедрению в культуру тиражной графики мы с Евгенией Боневерт и Эльчином Али-Заде провели уже 9 фестивалей печатной графики — принт-маркетов "Вкус Бумаги", где собираем художников, издателей, галереи и студии, работающие в различных техниках ручной печати и развиваем культуру тиражной графики в России. Следующий маркет, если нас опять не заставят сидеть по домам, пройдет 19 и 20 декабря в Цехе Красного ЦСИ Винзавод — обязательно заходите!
EXCURSION: PRINT MAFIA

Instagram
: @print_mafia
http://print-mafia.ru/
"Вкус Бумаги"

Grade Moscow
30 Oct, 2020