ЕСЛИ ВЫ ЭТО ЧИТАЕТЕ - ГОРЕТЬ ВАМ В АДУ: СНЫ ОКРАМА
Под конец года в темпе, приближенному к трейнбомбингу, команда Invalid Books подготовила совместный продакшн с Окрамом: толстенный зин "Сны Окрама", где каждая задокументированная акция может быть не такой реальной, какой кажется на первый взгляд, и одноименную выставку в Notfoundgallery.

"Это реальные пидорасы, которые сегодня ночью разрисовали электричку в ******. Если вы, суки, это читаете, гореть вам в аду, чтобы черти вас в жопу ебали. Мы эти электрички охраняем, ездим за тысячу километров из дома, чтобы прокормить свои семьи, а за такое художество мы остались без зарплаты, уроды вы конченые. Вас когда-нибудь поймают и кинут под поезд. Чтобы у вас руки отсохли и кишки намотало на сцепку поезда!", - вот так мог выглядеть тот самый гневный пост, заложивший фундамент выставке Окрама и Invalid Books, если бы его автор был чуточку грамотнее. Хотя тысячи активных комментаторов и так прекрасно поняли его мысль. Каждый по-своему.

Война мнений и умозаключений, задокументированные скриншотами на смартфон, покрыли практически все свободные стены Notfoundgallery. Самые главные, подобно электричкам, были разрисованы граффити Окрама. Без фэтов, бликов, фишечек и контуров. Хотя именно это и есть их главная фишечка. А к главному "куску" полагался импровизированный "мусор". И пусть каждый решает сам: "Было ли это реальностью?". Об этом и многом другом мы пообщались с Окрамом: мотивации рисовать сейчас, Бобоянге-не-преступнике, граффити не как субкультуре, а также о размытых гранях сна и реальности.

Фото: Petr Yachtie, архив Окрама

«
Что сейчас мотивирует тебя брать в руки банку (или красло вообще) и рисовать? И каковы сейчас твои взгляды на граффити? Что это для тебя?
Я бы даже сказал не мотивирует, а заставляет. Я пришёл к тому что я не могу этого не делать. Часто просто из-за того, что ненавижу определённые вещи в определённое время, но не всё осознанно, иногда достаточно того что просто "хочется". Но всегда делаю это с наслаждением, вне зависимости от изначальных мотиваций. Граффити как явление - да. Граффити как субкультура - нет. Стараюсь оставлять следы и одновременно быть вне тех правил, воспроизводства иерархий и прочего, что предполагает граффити как субкультура. Это, впрочем, довольно легко, так как часто рисую один. А, и слава богу, что ещё есть Граферти, этим я тоже частенько балуюсь. То есть, если тут ещё можно поставить под вопрос, что граффити - это свобода (смотря, что под этим понимать), то Граферти - точно свобода. Бобоянг не преступление!
Как всё пришло к тому, что ты начал рисовать вот так? И почему ты рисуешь вот так? (под "вот так" я имею ввиду "без бликов, фишек, контуров и фона")
Вместе с этим, в поисках ответов на важные или не очень для меня вопросы, я начал считывать все эти знаки как-то по другому. Одновременно просто появлялось какое-то отторжение к тем или иным вещам (в которых я узнавал и себя), соответственно и к самому себе. Но дело тут не только в каких-то когнитивных штуках, точно есть ещё что-то, что я не могу осознать. Как результат, становится всё тяжелее вести свою руку в процессе рисования так, как вёл раньше. Вероятно, ещё будут какие-то "флешбеки", но уже наверняка с каким-то подвохом, посмотрим- увидим, ограничений тут нет. В общем вот и получается что-то такое, что есть и будет.
Я сложил о тебе представление как о том, кто очень часто рисует на поездах. И зин посвящен как раз этому.

Чего ты ожидаешь от каждой новой акции? Если предположить, что в конечном итоге вагон будет отмыт или перекрашен, то какие главные цели ты преследуешь в трейнбомбинге?
Я был инфицирован этой субкультурой(граффити), плюс я жил в пригороде, много ездил на электричках. Поезда не главный формат для меня, но это была моя среда (плюс пропаганда). Но, наверное, года два назад начал появляться небольшой скепсис в отношении трейнбомбинга, но одновременно с этим появляются новые поезда, напичканные камерами и охранниками, что очень подогревает интерес после того, как ими полностью заменили все старые поезда на моей родной линии. Кроме всего прочего, они гладкие, очень удобно рисовать валиком! И поскольку их нельзя тупо закрасить, а нужно отмывать в специальных условиях, рисунки катаются порой пару месяцев. Первый поход в одиночку на них был вынужденный, но после того как я это пережил, то заметил, что в этом преодолении всех сопутствующих сомнений и страхов что-то есть. Теперь подобные походы в одиночку превратились в регулярную полуосознанную терапию. Вопрос в том, куда это меня приведёт.
В зине ты писал, что акции тебе еще и снятся. Поэтому разделю вопросы так:

1. Почему ты связываешь все акции с фазами сна?
2. Было ли такое, что сны воплощались в жизнь?
3. Какая самая бешеная дичь снилась на эту тему?

Да просто мне периодически снятся очень странные сны, как и многим другим, я думаю. Но дело в том, что порой во время акций в голову лезут очень странные мысли или происходят такие

странные события, которые кажутся нереальными, и я могу немного путать реальность со снами. Очень странные ощущения, потому что сейчас уже бывают, например, ситуации, при которых вроде бы должен быть выплеск адреналина и паника,н о я стою такой и смотрю на это всё спокойно, так как не уверен полностью, по-настоящему это или нет. Это не то, что бы сны воплощались в жизнь, а я просто не всегда понимаю, где действительность и что это.

Курьёзных ситуаций или же насыщенных событиями снов было довольно много, но вспоминается одна особенная ночь. Тогда я подходил к поезду в сырую пасмурную погоду, и была такая густая атмосфера одиночества, густой туман, что я ничего не видел уже через несколько метров вокруг (Напомнило сюжет Стивена Кинга "Мгла, вот примерно настолько густой туман и пост-апокалиптическая атмосфера). Я никогда не видел такого. И я шёл через поле, в 4 часа ночи, место очень знакомое, но хочется сказать "не пойми где" т.к. я вообще не понимал где я. Рядом проявилась речка, перейдя через которую и забравшись на ЖД-мост, где должен стоять поезд, я не вижу поезда, вижу лишь очень мягкий красный рассеянный свет от его габаритных огней. И всего через несколько метров от меня проходит охранник и не замечает меня, после чего я ещё больше почувствовал, что это не реально, он должен был меня увидеть. Будто я невидимый или просто наблюдатель, будто смотрю всё это через монитор откуда-то извне. Или это мне правда снится?
Вся эта тема с ебанутыми комментариями была у тебя задолго до выставки. Объясни, если можно, механизм - откуда берутся все эти посты? кто их пишет и как? Это реально комьюнити/паблик машинистов / поездмэнов какое-то?)
Это сообщество людей в VK, которые часто ездят на пригородных поездах. Там сидят все подряд, кто пользуется ЖД-транспортом. В основном самые обычные люди. Я там уже регулярный клиент. Дело было в том, что сразу после того, как я оставил свой след на новом поезде, один из охранников, охранявший этот поезд, написал гневный комментарий, адресованный автору. Возможно именно самой формой сообщения он и привлёк такое количество комментариев, вроде тысяча или больше, и почти все там критиковали его, а не меня. Ну там много разных проблем люди подняли, даже просто бытовых.
Там в комментариях одна девушка высказалась в духе: "Если им дать свободу, они бы и самолёты на ходу разрисовали". А вот если бы тебе дали свободу действий, что бы ты сделал?
Свобода действий и так есть. При этом существует достаточное количество ограничений и чем их больше,тем интереснее. Но порой думаю о том что было бы здорово иметь сверхспособность останавливать время. Допустим взять самую оживлённую улицу и заморозить мгновенье. Люди,машины - всё замерло. Ты стоишь и рисуешь средь бела дня что тебе угодно и сколько угодно, а когда ты решишь снова "разморозить" время, то те люди-свидетели которые резко заметят изменения в пространстве, просто сойдут с ума ,так как не смогут осознать откуда это взялось так внезапно, откуда взялся этот запах, почему у некоторых в руках вместо телефона появился кусок чугунной цепи или например кирпича?

»
ЕСЛИ ВЫ ЭТО ЧИТАЕТЕ - ГОРЕТЬ ВАМ В АДУ: СНЫ ОКРАМА

OKRM - @okrm1
Invalid Books - @invalidboooks
Notfoundgallery - @notfoundgallery

Grade Moscow
3 Jan, 2020