ART PART VOL. 10: ЛЯ / TIGRAN KOSTAN
Тигран Костан — живописец, совмещающий граффити с модернизмом XX века. Его картины и уличные работы практически идентичны по своему содержанию. Разве что первые он подписывает под своим именем, а все граффити — под емким псевдонимом ЛЯ, который часто служит фундаментом для новых слов в «кусках»: ЛЯпард, ЛЯпольд, сЛЯкоть...

Пропуская реальность сквозь свой трансцедентальный взгляд, Тигран создаёт экспериментальные работы, невольно общаясь со зрителем как с самим собой. Причем вопрос может быть совершенно неожиданным, вроде: «Рэпер или лох?».

Мы решили задать свои вопросы Тиграну, чтобы узнать о том, как в его творчестве уживаются ереванские корни, любовь к хип-хопу и увлечение искусством прошлого столетия.
Большую часть жизни ты прожил в Архангельске. Как город влиял на тебя как на художника?
Я — армянин и родился в Ереване, но в 2000 году переехал в Архангельск, где рос, рисовал и учился. На севере я познакомился с классическими стилями в местном исполнении. Там сильная старая школа и много молодёжи, набирающей обороты. Я впитал многое оттуда, но больше на меня повлиял сам север с его морозами, белыми ночами и особой, скрытой красотой природы. Возможно, оставшись бы в Ереване, я и не пошёл путем хип-хопа, но все же мои корни всегда много значили для меня и моего творчества, являясь начальным источником моей силы.
Что в твоём творчестве изменилось с момента, когда ты переехал в Петербург?
Первые годы после переезда мне было сложно адаптироваться. Граффити в большом городе сильно отличается от провинциального. Другие условия, коннект, стили и сам посыл художников совсем иной. Я долгое время не мог найти единомышленников и рисовал в основном один. Такое одиночество дало мне хороший перерыв для определения дальнейших задач и направления вектора движения.

И хотя было сложно, я все-таки рад, что переехал. Санкт-Петербург сделал меня художником более широкого спектра и помог встать на ноги, приблизив к желаемым целям.
На каком этапе рисования на улице твой стиль сместился от классического граффити к тому, как ты рисуешь сейчас? И почему это произошло?
Ещё в Архангельске я начал плотно заниматься живописью и изучать мировую культуру. Такие прогрессии дали мне быстро понять, что классическое граффити — это прошлый век. Это как классическая живопись. Конечно, есть памятники культуры, также как и в граффити, но пытаться повторять и бесконечно мусолить одни и те же шрифты, фишки, заливки мне кажется неправдоподобным и малоинтересным.

Моими ориентирами во многом была живопись 20 века. Это такие художники, как Хуан Миро, Пабло Пикассо, Пауль Клее, Павел Филонов и др. Их искусство часто подсказывало мне куда двигаться дальше. И прошлые эпохи научили меня многому, особенно древние культуры, с их необычайной силой и таинственной мощью, показали мне суть искусства.

Таким образом, я долго искал стилистику, в которой рисование не заключается на респекте за ровные линии и «крутые» куски, а уходит в глубь познания, опираясь на настоящий жизненный опыт.
Откуда пришёл псевдоним «ЛЯ»?
Никнейм «ЛЯ» пришёл ко мне совсем случайно. Я долго искал новое имя на замену старому и почти ничего не приходило на ум. Но однажды, ехав на эскалаторе, в голову пришло ЛЯ и я сразу понял, что это мой новый ник.

На самом деле, никаких конкретных ассоциаций и смыслов не было, просто сам посыл пришёлся по мне. Ля — будто описал мою жизнь и мировоззрения в двух буквах. Так появился Ля. В последствии это конечно обросло многими смыслами для меня, но, наверное, я не буду их упоминать. В принципе, сами буквы говорят за себя, так сказать «понимай, как хочешь».
Увлечение хип-хопом как-то влияет на твои рисунки?
Сначала в моей жизни появилось граффити и рэп, а уже после пришли искусство и культура. Поэтому хип-хоп для меня как папа. Именно он раскрыл мне лирику улицы и показал скрытые стороны жизни. Конечно, вся эта культура повлияла на меня и в какой-то мере я остаюсь её частью. Но сейчас хип-хоп стал для меня вещью более тонкой, сравнимой с поэзией, и различные клише из прошлого всё большее отпадают и уходят в прошлое.
Что у вас за фишка с Ульрихом — рисовать куски в похожем друг на друга стиле? Одно время вас жестко путали.
Когда я переехал в Питер многие мои друзья пошли своими дорогами, и в это время начал общаться с Ульрихом, тогда он ещё не рисовал граффити, и мы просто бездельничали и занимались разной дичью. Так прошло много времени. Позже я начал менять свой стиль, а Ульрих формировать свой. Мы были лучшими друзьями с похожими мировоззрения и ценностями. Наверно, поэтому и вышли похожие стили.

Много людей думают, что Ульрих и ЛЯ это один человек, и не могут разобраться, кто именно. И в этом есть свой прикол.

Такой вот неформальный дуэт с фирменным стилям.
Расскажи, что вообще планируешь делать в этом году? И с чем хочешь работать больше?
Я мало что планирую, люблю, когда все идёт само по себе. Конечно, я думаю, что буду много работать дома, но граффити пока тоже забрасывать не собираюсь. Правда в холод совсем не пшикаю.

Много разных мыслей. Хочу полностью уйти в профессию художника и больше не обременять себя другими задачами, снять мастерскую, постоянно делать выставки, оформить фасад, навалить новых кусков и съездить покупаться на море.

Но на самом деле неважно что будет, а что нет. Я рад сегодняшнему дню и благодарю за момент, что мне дан.
ART PART VOL. 9: ЛЯ / TIGRAN KOSTAN

Instagram: @ti.kostan

Grade Moscow
24 Feb, 2021