Но даже самая музыкальная “сцена” не может существовать без визуальной части: обложек альбомов, оформления афиш, иллюстраций к мерчам, вёрстке зинов… Этот список, который можно продолжать бесконечно, давно сформировался в культуру внутри культуры — в Punk Art.
Мы поговорили про связь музыки и изобразительного искусства с 6 художниками-иллюстраторами, без творчества которых нельзя представить DIY-сцену российского панка/хардкора: Дима HLCLL, Саша RSNK, Даня HÆRVÆRKET, Кирилл LESNOY, NICK X TACM и Диман KAI MAN.
Дима HLCLL
Моё знакомство с миром панк-рока началось, наверное, с Sex Pistols. Впервые услышал Winterland Concert на зажеванной кассете, и, естественно, никакой симпатии к этой музыке у меня не образовалось. Но так как рекомендация была от авторитетного человека, я нарочно пытался полюбить эту желтую кассету, которая ассоциировалась с клеем в пакете. И у меня получилось. От того же человека получил фильм Great Rock’n’roll Swindle, и открылся какой-то шлюз: я стал одержим панк-роком и каждой любой ерундой, что с ним связана.
Переехал в Нижний Новгород 10 лет назад к девушке. Существовал здесь с нулевым количеством знакомых, но благодаря форуму Punk Unity нашел чувака, который сопроводил меня к богемным мероприятиям: эко-лагерь в лесу и концерт в гаражном кооперативе. Но как-то раз он исчез, кажется, получил травму в результате субкультурных конфликтов. Мы перестали видеться. Вместе с этим я потерял связь с местной тусовкой. Но вернулся к ней спустя какое-то время, открыв для себя СТАНОК.
Впервые придя туда, я обратил внимание,что визуальная часть “сцены” не так уделена вниманием, как музыкальная, она немного хромала. Об этом свидетельствовала стена афиш прошедших мероприятий. У меня появилось желание поспособствовать, раз уж я занимаюсь графикой.
Самая большая увлеченность и какая-то отдача появились, тогда я начал рисовать афиши. Первая была сделана для мероприятия в нашем бывшем кафе, потом я много рисовал для вечеринок All Night, отсюда методом сарафанного радио начали обращаться другие люди.
Сейчас я сконцентрирован на обложках, разного рода “лицевой” истории. Это всегда интересно. Очень приятно, когда под этой “обложкой” находится что-то близкое моим собственным вкусам.
Саша RSNK
Со второго класса я стал называть себя панком, слушал Король и Шут, Тараканы, Пурген и тд. Весь набор молодого неформала в СНГ. В 2005 купил в рок-магазине журнал Бритва, который меня сразу немного прокачал, но полноценно раскрылся через пару лет, когда у меня появился интернет. Я стал искать музыку, на которую видел рецензии в журнале, параллельно натыкаясь на кучу другого контента. Впоследствии я стал скинхедом.
Рисунки, естественно, начали отражать мои интересы в том отрезке времени. На смену рыцарям, черепам и чудовищам пришли дерущиеся хулиганы в ботинках и бомберах.
В моих иллюстрациях нет ничего замысловатого. Идеи, я думаю как и у многих, приходят из песен, фильмов, увиденного на улице и т.д. Часто я просто обыгрываю одни и те же сюжеты: граффити, скейтбординг, драки, вечеринки. Все, чем мы занимаемся с друзьями.
Что касается исполнения, все тоже достаточно просто. Я рисую наброски всех элементов на бумаге, перерисовываю их на компе, и уже там составляю из этих частей композицию.
Не знаю, перерастет ли мое занятие во что то серьезное, либо останется просто хобби. Пока я не строю планов. Рисую для развлечения и печатаю свой мерч раз в сто лет.
Все мои иллюстрации со скинхедами — старые. Я рисовал их в 2015 году когда только завел паблик Рисунки. Какое то время скинхедство было единственным сюжетом в моих рисунках. Перезаливом я занялся чтобы наполнить Instagram и посмотреть, какую реакцию вызовут эти картинки сейчас. Скинхеды в моих рисунках, как и 4 года назад, пользуются большей популярностью и собирают больше лайков. Не знаю почему так происходит.
В принципе, я положительно отношусь не только к скинхедам, но и к другим субкультурам. Считаю это возможностью получить более широкий взгляд на мир. В плане рисования, я даже не задумываюсь что изображаю представителей субкультур, я просто рисую молодежь, какой она должна быть в моем понимании.
HÆRVÆRKET
Как всем известно, в девяностых среди молодёжи существовали разделения районов городов по музыкальным предпочтениям, и мне посчастливилось жить на той улице Мурманска, где ты должен был слушать Нирвану, чтобы не быть избитым. В силу возраста старшие ребята меня, конечно, не били, вместо этого дали послушать пару кассет творчества Кобейна. Звучало это все круто, какое-то время спустя я пришёл к однокласснику домой, и мы стали слушать кассеты его старшего брата. Среди кучи всякого стаффа все же нашлось несколько исполнителей, запавших в душу, которые нравятся мне и по сей день — это WIPERS и SONIC YOUTH. Позже, лет в 13, я купил книжку “Nirvana и саунд Сиэттла”, благодаря которой открыл максимально полный срез охуительной грязной музыки, начиная со столпов типа BLACK FLAG, HUSKER DU, SCRATCH ACID и других. Уже потом, лет в 16, я познакомился на улице с немедленно ставшим мне другом по имени Максим (ныне он кромсает пластики и железо в группе DISTRESS), который слил мне кучу своих CD с краст-панком.
Нужно отметить, что хоть в Мурманске никакой движухи не было, она была в областном городке Апатиты, в котором уже долгое время была мощная тусовка с кучей крутых групп, типа HOLY ROLLERS, SAFETY TIPS, DELIRIUM (участники всех трёх, если не ошибаюсь играют в очень известной банде ЗАКОН О ГРЕШНИКАХ) и прочих. Первый гиг в Мурманске как раз и был замучен после поездки на шоу в Апатитах — оно оказало огромное влияние на наш панк-энтузиазм. После мной и моим товарищем был создан панк-букинг и дистро под названием Tomorrow Will Be Worse. Мы привозили I.WITNESS, ЗОРЬКА, ИВА, КРИВДА и так далее…
В 2010 году я уехал учиться в Швецию, где и начал заниматься созданием иллюстраций, но лишь оттого, что было достаточно скучно: не было нормального компа, чтобы играть в игры, языковой барьер отметал шансы на обретение друзей, а алкоголь не особенно помогал справиться с всеобъемлющим чувством одиночества. Рисование же отнимало большое количество времени, отвлекая от рефлексии и самоуничижения.
Моя мама — художник и дизайнер интерьера, и хоть я ранее не проявлял интереса к рисованию, некоторые базовые аспекты рисования она мне всё же передала. Я не ходил в художественную школу, так что рисую в силу своих представлений о том, как это должно выглядеть. Поэтому мой стиль такой примитивный, и в целом, для меня это скорее положительная характеристика. Криворукость в исполнении я стараюсь перекрыть определённой дозой пасхалок и всяческих отсылок к каким-либо событиям и людям. Как и ранее, меня вдохновляет шумная и депрессивная панк-музыка, абсурдность всех аспектов жизни мелкого гражданина нашей многострадальной страны, и, конечно фильмы ужасов и нескончаемые ночные кошмары, дающие пищу для идей. Если ты проводишь большинство своих дней в грязном, сером городе, трудно изображать что-то цветное. Для меня это скорее плюс, чем минус, для меня панк — это фиксирование и созерцание погружения общества в самую отвратительную сточную канаву, и никакой более подходящей манеры визуального аккомпанемента для хорошего, честного альбома от заебавшихся от всего ребят лично я не вижу.
В своих иллюстрациях я пытаюсь совместить своё чувство юмора с подростковыми и не только страхами. Если угодно, пусть это будет назваться терапией. Делаю сильный акцент на деталях, это мой любимый этап. Часто мама, которой я немедленно засылаю сканы иллюстраций спрашивает меня: “Сынок, а ты у нас не аутист?”. Не знаю, может быть. Гору одинаковых палочек Читос удаётся изобразить без каких-либо напрягов.
Кирилл Лесной
Всё началось, наверное, с детства. У нас дома было много различных кассет и пластинок с тяжёлой музыкой. Названия групп и релизов я совсем не мог запомнить, выбирал любимые группы по обложкам. Постоянно просил родителей включать то, что мне нравилось. Когда стал старше, начал сам заниматься собирательством музыки на физических носителях, рассматривать оформление панк/хардкор релизов. Всегда графическая составляющая интересовала не менее музыкальной.
На счет моих рисунков, в какой-то момент небольшие зарисовки и арты, вдохновленные музыкой или событиями из жизни, начали появляться в сети. Все это имело аудиторию численностью 10–20 человек, и то это были друзья и знакомые. Я никогда не планировал показывать рисунки незнакомым людям, тем более музыкантам. Все те же друзья, начали распространять некоторые мои рисунки (чему я был не очень-то и рад). Одной из таких работ стала афиша для лучшего фестиваля в Одессе. Мой альтернативный вариант (без моего ведома) показали организаторам и в итоге рисунок увидели достаточно много людей. Но его нигде не использовали, хоть после этого случая многие, наверное, подумали, что я панк-художник и ко мне можно обратиться, если им понадобится какое-то оформление для своей музыки.
Так и появились ребята, которым я целенаправленно что-то нарисовал и далее уже через сарафанное радио и соц. сети все это обрело тот объём работы, который есть сейчас.
Все мои точки, тонкие линии —это попытки добится похожести с работами известных мастеров гравюры. Дополнительно, как мне кажется, это чуть-чуть скрывает и отвлекает зрителя от того, что я вовсе не умею и не понимаю техник класического художественого рисунка и далек от основных понятий…
NICKXTACM
С панк-роком я познакомился в средней школе. Тогда мы собирались после уроков дома у одноклассника, рубились в Morrowind, Baldurs Gate с Icewind Dale, и слушали его кассетную коллекцию. Там я и узнал о таких группах как Наив, Четыре Таракана, Король и Шут, Гр.Об.. Еще у этого одноклассника был сосед скин, тот часто заходил к нам рассказывал о мифических забивах с рэперами, приговаривая, что мы слушаем говно всякое, ведь нормальные панки слушают The Exploited и Sex Pistols, а вообще не мешало бы нам послушать сборники “Бритоголовые Идут” и стать скинами как он. Потом в журнале “Молоток” мы вычитали, что панки тусуются на старом Арбате. Мы стали гонять туда на выходных, узнали о замечательном магазине Зиг-Заг, где интересующиеся панком могли найти все что угодно по теме, было бы желание.
Непосредственно рисованием увлекался со школьных лет. Были всякие дурацкие комиксы, расчлененка на полях тетрадок, даже какие-то эскизы тату, которые одноклассник собирался бить самопальной машинкой, собранной из шариковой ручки, гитарной струны и игрушечного моторчика на батарейке…Благо эта задумка дальше эскизов не ушла. После школы я рисовал как-то наплывами, и без особого фанатизма, практически не занимался этим. Интерес же к рисованию вернулся, когда в мои руки попали панк-зины середины 00-х. Их оформление вдохновило меня, и я решил, что было бы круто тоже замутить что-то такое. Тогда я начал рисовать стикеры с панками и скинами. С этого всё и началось.
Постепенно всё пришло к скиновской теме. Почему? Мне кажется, те образы и сюжеты, которые зарождаются у меня в голове, и которые мне интересно изображать на бумаге, больше всего подходят скинам.
Я часто совмещаю в своих работах скинов и различных фентези существ, стараюсь использовать средневековые локации. Порой меня так и называют — “Фэнтэзи скин”.
Мой стиль — ком из кино, музыки, книг и работ различных художников. От гравюр средневековья, до концепт артов к играм от Ёсетаки Амано. Сложно выделить что- то одно и конкретное, как постоянный источник вдохновения, так же он может не иметь прямого отражения в работе. Например, из последнего, на меня сильно повлияли фильмы «Рюити Сакамото: Кода» сильная, мотивирующая картина и «Трон в крови» Акиры Куросавы.
KAIMAN
Про панк, как “больше чем музыку” я узнал в интернете, году в 2007. Эту провокацию я вычитал в зине “Линия Фронта”, или что-то типа того, там весь контент был про красных и анархо скинов. И меня он (этот зин) подкупил тем, что претензия к этому миру была довольно аргументированная. Все причины ненависти к гопам, мусорам, нацистам, политикам или там капиталистам были чётко структурированы и выстраивали определенные взгляды на жизнь в неокрепшем мозге. К рисованию меня это никак, к сожалению не подталкивало, в художку я начал ходить гораздо раньше, чем услышал “Короля и Шута”.
[ Сейчас тебя заслуженно называют панк-иллюстратором всей Сибири. Как так получилось, что почти всей визуальной частью сибирской сцены занимаешься ты?]
Да было бы чем гордиться. В этой самой “больше чем музыка” сцене, всё висит на паре-тройке инициативных людей. И это на всю Сибирь (!) вот тебе не жутко такое осознавать, мне лично жутковато. Ну и “больше чем музыкой” это уже не является, менеджеры ходят по инерции туда, куда 10 лет назад ходили в годы бурной юности. Помимо посещения концертов никто ничё не творит панковского, так что это не панк. Это хуйня. И я вот иллюстратор всех этих остатков былой роскоши. Ну и следует оговориться, что всё это касательно западной Сибири. В Иркутске всё норм.
Всё мрачное и серьёзное рисуется долго, медитативно и даже немного гипнотизирует, а бобра я спиздил с “Фрэнка” Джима Вудринга, который, в свою очередь, его спиздил у Макса Флейшера. знай я наперёд, что его Елена Летучая увидит, нарисовал бы что-то пооригинальнее.
Именно таким арт получается в силу нескольких факторов. Это и доступность материала; все линеры, маркеры и большую часть остальных расходников, я выношу из магаза, и проблемы с восприятием цветов, некоторые не совсем корректно различаю. И медитативность процесса рисования пуантелью, это долго, но результат, а тем более сам процесс оправдывают затраченное время.
Любая идея для иллюстрации появляется из такого внутреннего консенсуса. Грубо говоря, между политическими и эстетическими взглядами, которые со временем так или иначе трансформируются. Пэтому большая часть стрых рисунков мне нравится всё меньше и меньше. И, в итоге, уничтожается нахуй. В сюжетах политика играет большую роль потому, что мои работы —это листовки для политических акций. А пренебрегание деньгами и шоплифтинг важны для меня как для панка, скорее. Это возврат к тому, что значит “больше, чем музыка”.