«Я никогда не рисовал и не делал татуировки с изображениями ножей… ну разве что консервный один раз было». Антон Сакво разносит свой позитивный вайб от Сибири до Мадрида более трех лет, оставляя на телах людей в буквальном смысле до боли знакомые вещи из детства. Бабушкины банки с соленьями, вездесущие ковры на стенах, советские грузовики с «добрым» кузовом, мозайка из вестибюлей метро — лет пять назад Антон даже не думал, что это можно представить в формате татуировки. Да и вообще — что он сам возьмет в руки тату-машинку.

Более 20 лет все повороты судьбы Антона определяет его главное увлечение – граффити. Поэтому пол-Европы знают его как татуировщика, Москва — как графитчика и путешественника, а динозавры — как основателя и идеолога подкастов G-SPOT. И таких «ролей» наберется с десяток.

Пришло время открыть саквояж жизненного опыта – мы подробно пообщались с Антоном под эгидой «the way graffiti-tattoo artist should be».
Что заставило взять банку в руки? Хип-хоп заставил меня сделать это. Это был 7 класс, мой лучший друг из класса как-то предложил:

— Антон, пойдём рисовать граффити!
— А что такое граффити?
— Нуу, ну это надписи всякие писать на стене.
— А что будем писать?
— Давай сделаем STYLE! Тебе нужно нарисовать скетч!
— А что такое скетч?
— Это набросок!


Я нарисовал набросок. Мы пошли в магазин «Садовод» на Бабушкинской, в хозтоварах продавали баллоны ABRO с футболистом. Взяли чёрный, синий и жёлтый... (интересные цвета). И всё, пошли зимой 25 января 2000 года и сделали кусок. То есть, в самом начале миллениума, мы нарисовали слово STYLE — были серьезно настроены! У меня даже была эта фотка, но жесткий сгорел в начале 10-х и я потерял большой пласт старья.
Твой самый первый ник?
«Дело»! Причём писал по-русски, я правда не знаю зачем и почему. Но было весело.
Как у тебя шло становление в стиле?
Естественно и органично! Сначала, конечно, я с кого-то что-то подбайчивал, но максимально маскировал это. KNRSolutions назывался наш коллектив, мы с Лешей Rodar'ом там были, который соведущий мой в G-Spot'е. В середине 2000-х мы рисовали в основном с провинциалами, потому что хотели делать большие стенки, на которых нужно рисовать долго. В Москве все быстро рисовали и таких ребят как мы было мало, а в провинции это было нормой. Вот прям формат журнала Urban Roots. Например, рисовали с пацанами из Иваново (Max-13, Медной), Swamp'ом из Йошкар-Олы, Нижний, Владимир... Обрастали междугородними коннектами и делали с ними. Пацаны тогда называли мой стиль «Бумеранг стайл», потому что куски состояли из элементов, которые похожи на бумеранги. Вообще очень забавное время было, мы рисовали на холофейме в Перловке (hall-of-fame — легальная или полулегальная стена для граффити). Те, кто то время застали, знают этот спот на МКАДе. Так вот там водилы иногда с проститутками веселиться могли, а по соседству ещё особняк цыганский был, где героином торговали. Я его как-то по ТВ-6 видел даже в криминальной хронике. Я иногда сейчас думаю, что история из трека Кровостока «Колхозники» могла там спокойно произойти.

Потом были фестивали всякие, граффити-трипы к друзьям. Я даже в Магадан как-то летал, рисовал там с единственным местным граффитчиком - Максом Diskus'ом.

Это как раз время было, когда я из этих бумерангов все больше пытался буквы собирать. Всегда меня в первую очередь Style интересовал. Много периодов разных было за эти долгие годы.

В какой-то момент я от этих сложносоставных букв устал и понял, что нужно с этим завязывать, со всем этим длинным долгим «дроч-рисованием», как-то чтоли делать проще... Потом я какое-то время больше делал персонажей, ушел в иллюстрацию, обложки и флаеры для реперков рисовал, потом шрифты заново для себя открывал с нуля... В общем это очень долгий и разнообразный процесс. Самое смешное, что сейчас в том, к чему я в итоге пришёл, я опять вижу параллели с тем «бумеранг стайлом». В итоге к нему опять же и вернулся, но теперь с буквами все тип-топ, все канонично и по персонажам фору дам многим.
Какие вещи с тех пор для тебя важны, если ты рисуешь граффити?
Мне важно общение и связь с «нормальными ребятами». Это самое главное. У меня огромное количество друзей или знакомых повсюду и всегда радостно их видеть. Всё, что я делаю, произошло так или иначе от того, что я рисую граффити. Я по инерции продолжаю делать это, наслаждаюсь процессом и возвращаю что-то назад. Граффитчику с граффитчиком всегда есть о чем поговорить. В своё время мы начали делать «G-SPOT» именно поэтому: граффити нам что-то дало, нужно отдавать обратно, а с кем это делать - всегда есть.

Сейчас в граффити мне интересно, последние лет 5, наверное, рисовать фристайлом. Я уже попробовал многое: и чисто рисовать, и грязно, и с эффектами, и со слоями, и с гаммами. А в свободном подходе ты очень гибко себя ощущаешь и стараешься не зависеть от каких-то окружающих факторов, но, конечно, получается много ошибок, которыми ты не доволен. То есть намного контрастнее видно над чем нужно работать. При этом чётче ощущаешь сам момент, который «здесь и сейчас», шок и шоу — это очень круто.

Это вообще основной секрет хип-хопа. Диджей делает скретч, брейкер делает какое-то движение, графинчик баллончиком рисует... Если ты такого никогда не видел, то ты как случайный зритель в шоке, что такое вообще возможно. Это же показатель навыка и стиля, самый настоящий, живой. Это огромная работа в течении долгого времени, которая дала результат. Это сам стиль. Короче в таких условиях все максимально чётко и ярко себя показывают: насколько ты техничен, гибок, свободен и на стиле. Когда смотрю со стороны, мне по первым линиям сейчас все понятно: если чувак делает сразу идеальную разметку, чувствует форму, то он знает что делает. Граффити должно производить впечатление.

И как процесс, и как результат. Важна динамика. Паша 183 говорил в своё время: «Граффити должно быть таким, чтобы у тебя было ощущение, что тебе дали по ебалу». То есть ты проезжаешь его на электричке, или проходишь мимо, чтобы оно возбуждало в тебе то самое «ВАУ!».
О, кстати, как появилась идея с G-SPOT?
Мы как-то это уже рассказывали, у себя же, на G-SPOT'e. Выпуск 10, или 15-й, точно не помню, когда мы были сами у себя в гостях. История такая: у меня совмещенный санузел и это то место, где я всегда мог почувствовать себя наедине с собой. Особенно во времена, когда Wi-Fi «недостреливал» до туда, или его вообще не было. И вот я стоял под ниспадающими потоками воды сам себе у себя на мыслях и думал: чего в граффити не хватает. И понял, что не хватает бэкстейджа с акции — того самого момента общения с «хорошими мэнчиками». Я вообще считаю, что всё самое интересное происходит за пределами граффити, которое все себе представляют. Типа: «стенка-граффити» или «поезд-граффити». Граффити - это то, что происходит внутри комьюнити, можно сказать «закулисье». Я считаю, что везде бекстейдж — это самое интересное. Там всегда все приколюхи, инсайды, кухня... Мне кажется в татуировке всё примерно тоже самое. Да везде все так...
Когда ты для себя открыл феномен татуировок? Какое впечатление на тебя произвели первые татуировки, которые ты увидел?
Ещё задолго до граффити это было. Мне в руки попал диск «1000 татуировок», или типа того. Там был сборник всяких «волков», реализм, трайбл, бабы на конях и тп. Представь себе уровень татуировки, времён «дисков с тату». Вся вот эта ремесленная история мне не понравилась совсем.

Первые впечатления - крайне негативные. Мне изначально показалось, что это убогая хрень, татуировки — удел всяких маргинальных байкеров, металюг и патлачей. В общем это всё гнойная движуха.

Кстати, когда я уже рисовал граффити мне одноклассники говорили: «Ммм, круто, ты же граффити рисуешь, может тебе татухи бить попробовать, бабки зарабатывать?!» А я даже контактировать не хотел с людьми, которые делают тату! В то время, это были всякие нефоры — пересекаться с ними не хотелось. Мне ещё КиШ прям совсем не нравился. До сих пор передергивает.
А как получилось, что в итоге ты этим занялся?
Совершенно случайно. Я должен был участвовать в SECRET WALLS, в батле. А там есть правило, что ты рисуешь графику чёрным по белому, и нельзя вносить никаких правок. Именно тогда у меня по стайлу было очень много цветов. Я даже старался игнорировать чёрный и белый, это казалось скучным, использовал гаммы, интересные сочетания, темные всевозможных оттенков, игнорировал чистые цвета. Я максимально использовал много цвета, и с графикой (ч/б) не работал.

Параллельно с этим, ребята, которые тоже работают тут на студийке «КРАПИВА»организовывали мероприятие «Тату вслепую». Концепт такой: человек приходит на мероприятие, видит весь флэш-сет. Человеку завязывают глаза, и он должен вытянуть флеш, который ему и набьют. Потом развязывают глаза и он видит результат. Несмотря на всю спонтанность, все были довольны: интересно видеть как все подстраивают истории из своей жизни под ту татуировку, которую вытягивали. Вроде того что чел вытягивает условно лягушку с ножом в шляпе, и говорит: «О, это про меня, да!». Первая движуха проходила в «Сосне и Липе». Всё прошло очень хорошо. Я когда увидел очередь на вход на метров десять подумал даже что не туда приехал.

Потом ребята решили сделать второе мероприятие и искали под это дело новое место. В то же время я был на коннекте с командой бара Cans&Beer. В общем там была связь с создателями Graffiti Market'а, и заведение позиционировало себя как граффити-бар. Они тогда только открывались и им нужны были какие-то мероприятия. Получилось так, что я свёл их. Пазл сложился. И они меня попросили: «Ну, раз это граффити-бар, то давай в этот раз сделаем 2 сета. Будут обычные флеши и будут флеши, так или иначе связанные с граффити». Я подумал, что это круто: я должен был поработать с графикой (ч/б) и посмотреть, как мои иллюстрации будут выглядеть на теле при том, что их будут бить знакомые татуировщики. Ситуация Win-Win. Я отрисовал флэш-сет, он состоял из 18-20 иллюстраций. На мероприятии набили порядка 25 татуировок, и ни одной татуировки по моему флешу не сделали. В тот момент я охренительно расстроился. Уходил из заведения с наворачивающимися слезами, хотел пойти погулять, чтоб приморозило немного. Печально получилось.

На следующий день я просыпаюсь в дерьмовом настроении и мне пишет Юра Mesr:
— Привет, как всё прошло? Мы не смогли придти, дела были.
— Всё прошло очень хуёво, никто ничего не набил.
— Круто! Нам тогда больше достанется.
— В смысле? Кому нам? Как достанется?

Я же не могу подойти и сказать тем мастерам, что моему корешу по моему эскизу надо набить татуху, например, за косарь.

— Значит тебе придется самому это сделать.

Прошло буквально пару часов, и мне пишет Кейс прям по такой же схеме. После этого мне пишет Бодик (Bodik): «Я слышал, что вы собираетесь устраивать тусовку, где ты будешь всем бить татуировки! Тусовку мы можем устроить у меня!» (смеёмся)

Я думаю: «Окей». Звоню своему корешку Shozy (Nanoz/Nowe), тогда он ещё бил татуировки, прошу дать мне свой тату-стаф и заодно посмотреть, чтоб всё было стерильно и как надо. Он согласился и ему эта идея очень понравилась.

В итоге собрали тусовку, приехали, начали всё собирать и поняли, что забыли иглы. Вернулись домой, потом обратно. Все уже начали бухать. Я делаю первые две татуировки на ногах Бодику, это всё легко идёт и тут Шози мне говорит: «Ну всё мэн, у тебя всё круто идёт, я поехал по делам». После этого меня просит сделать татуировку Кейс, а он немного обрюзг... обрюгз... дутик немножко, короче (смеёмся). Он просит сделать внутреннюю часть руки. И в общем сейчас я могу сказать, что место, кожа, он — ну в общем не самый легкий расклад технически. Плюс у него заниженный болевой порог, он воет... СТРЕСС! Я вообще не контролирую происходящее. Но всё-таки сам флеш (эскиз, картинка) - разбитое окно. В общем съехавший подоконник и грязная линия пошли только на пользу (смеётся). Потом сделал татуировки Юрцу (Mesr). После этого ко мне подходит Настя, жена Юрца, и говорит: «Антон, я тут подумала, давай ты мне тоже сделаешь татуировку». Я множество раз её переспросил, уверена ли она, предупредил, что может получится «не очень»... В итоге она настояла на своём - попросила сделать смайлик-руку, показывающую «peace» на руке, хотя её руки были до этого пустые. Я спросил, почему именно здесь? Она решила, что если получится хреново, то перекроет это дело часами. В общем один палец получается треугольный, второй прямоугольный... Хотя на эскизе они были округлые... «Насть, сорянчик!», — это все что я ей сумел сказать.

На следующий день Shozy просит скинуть фотки у фотки, что вышло.. «Бляяяя, Настя меня не послушала...» — приходит ответ.
Оказывается, ещё до его отъезда она советовалась с ним, а он НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендовал не делать у меня татуировку.

Кто-то точно скажет, что это кривые партаки, но они точно уникальны. Поэтому сразу после этого появились еще желающие, а я начал брать какой-то минимальный ценник. Думал, кстати, что, когда закончатся флеши, я закончу и не буду новые рисовать. Но, как видишь, меня втянуло в этот омут.
Я так понимаю, в этом омуте тебе крайне важно путешествовать?
Мне не важно, я вообще сейчас устал от этого! Конечно, всегда круто просыпаться в новом городе, регулярно видеть своих друзей, гастролировать как рок звезда — это жизнь, о которой многие, думаю, мечтают. Но я настолько охренел от этих путешествий, что я больше не вывожу.
Зачем тогда последние 3 года ты этим занимался?
В определённый момент, после того, что я начал бить, я понял, что у меня в Москве не хватает клиентов. И дело не в деньгах (хотя многие приходят в татуировку именно за этим) — я просто хотел бить регулярно, держать руку в тонусе. Для этого мне нужно делать больше татуировок. Я подумал: если в Москве недостаточно людей, которые хотят у меня бить татуировки, то нужно ехать в другие города, где людям это нужно. «Новая клиентская база», так сказать. Я приехал в Питер на месяц, гостил у кореша и говорю ему: «Паш, у меня есть пара записей на татуировки, не против если у тебя побью?» Но Паша был против. Я подумал, что в таких случаях нужно делать и заметил, что татуировщики, кто занимаются тату-туризмом гоняют на Guest-spot'ы. Я понял, что нужно вписаться на какую-нибудь студию. Мне дали контакты одной и той же студии три разных человека. Это была студия «Купола TATTOO CAMP», уже может даже легендарное место. У меня оно остаётся в памяти как одно из самых тёплых мест в холодном влажном Санкт-Петербурге. В первый день моего визита до того как понеслась «копроративка», как это там называлось, директор Витя Лютый, попросил не пить водку из холодильника. Придя на следующий, я обнаружил, что водка была пустая, а на студии сломали стену. Поверх всего этого висел постер, но по краям было видно, что вокруг трещины. Я тогда подметил, что татуировщики типы поугарнее, чем я думал. На самом деле в той студии всегда были интересные ребята.

Я съездил в Питер, потом добрался до Минска. Там я как-то бил у Ромы Успеха дома, было угарно. После этого я добрался и до Краснодара с Ростовом. Так как я давно занимался граффити-туризмом, везде были коннекты. И тут я понял, что мало того, что я могу ездить и встречаться с друзьями, старыми и новыми, но еще теперь эти поездки станут не так убыточны, как раньше. Но долгое время все равно я скорее во все это «инвестировал». Постепенно-постепенно, может через год-полтора, у меня была первая поездка, в которой я заработал чуть больше, чем потратил на поездку. Это был Питер. Как раз перед евротуром.
Таак…
Почему я поехал в Европу? Я понял, что нужно открывать новые места. Условно в СПб я могу гонять три раза в год, в Минск — два, на юг - раз в два года, плюс, например, Сибирь, и так далее. Это не было так популярно как сейчас. Мне вообще казалось странно, что в эпоху «тех» татуировок находились люди, которые приходили ко мне бить «картинки для инфантильных людей».

Ну и плюс я никогда не выезжал раньше за пределы России/СНГ, а Grand Tattoofitti Tour оказался достойной причиной. Меня даже спонсировала Puma, меня одели, дали несколько луков. Приехал, короче, покорять Европу! Спасибо Маше из Secret Walls, моему корешку Серёже Закину, который часто по Европе гонял — они очень сильно помогли мне в планировании этого всего. Но совмещая приятное с полезным — у меня была цель снять видос про татуировщиков с граффити-бекграундом. Самое удивительное, что тогда их было гораздо меньше. Мне тогда это казалось очень актуальным, и я четко знал, что это стрельнет вот-вот.
Что касается рабочего плана «ожидания/реальность», я был готов к тому, что у меня не будет записи вообще. В России, в Москве когда-то тоже у меня не было записи... В хорошем варианте, я рассчитывал, что я выйду в ноль - заработаю столько же денег, сколько потрачу. Надеялся даже что, возможно, что-то привезу с собой. На деле оказалось, что за первую поездку на 9 городов я потратил 2500 евро, а поднял... 400! У меня было 3 настоящих записи всего. Но, конечно, татуировок ВООБЩЕ за поездку я сделал намного больше: сделанные по бартеру разным менчикам, обменивался татуировками, кому-то из друзей бил.
Это, кстати, очень забавный факт русского мышления, что «где-то там все круто, а у нас все плохо». То есть артист (в широком смысле, но возьмём, например, художника) очень высокого уровня пока он только в России, он — просто хороший артист. Как только к нему есть какое-то внимание за границей (а может и его иллюзия), он превращается в «топ» артиста. В глазах моей аудитории, да и аудитории вообще, мой провальный тур, сделал меня «артистом международного уровня».

По возвращении ко мне начало ходить больше людей, я поднял ценник, в целом как-то стало получше.

Есть ещё пара интересных историй из моей первой поездки. Они обе связаны с Берлином. В первый же день у меня в тату-шопе 19:28 спиздили сумку с моими последними деньгами, документами, мьюхой (прим. фотоаппарат Olympus MJU-2). У меня было с собой две катушки, одну я отфоткал, а вторую вместе с фотиком спиздили. То есть с первого дня Берлин оказался для меня отвратительным местом. А вторая история - в последний день там же в Берлине я встретил девушку, с которой я до сих пор состою в отношениях, и у нас всё хорошо!

Некоторые сейчас думают, что я постоянно езжу в Европу, потому что я крутой. На самом деле я туда езжу, потому что у меня там невеста. То есть в отличии от ребят, которые планируют свои тату-туры и если у них нет где-то записи, они могут скорректировать маршрут или не лететь вообще. Я в любом случае всегда лечу и в основном в Берлин. Сейчас мне как-то попроще там находится, я провёл там уже две зимы, в том году я даже провёл в Берлине больше времени, чем в родной Москве. Несмотря на тот первый день, я даже пытался влюбиться в него. Но, наверное, Берлин - это не мой город, хотя я до сих пор пытаюсь и мне это дается уже легче. Место очень интересное, я могу понять людей, для которых там «Вау». Берлин хорошо описывается словами его бывшего мэра «arm aber sexy» (бедный, но сексуальный). Он нравится людям, которые любят техно, любят наркотики, очень любят абсолютную свободу. Там отлично чувствуют себя любого рода меньшинства и движения, сексуальные, этнические, идеологические и тп. Но мне все это как-то не интересно. Мне не нравится техно. Я за все это время даже для интереса ни разу не побывал в Бергхайне и другого рода «особых» местах, где на входе заклеивают камеру телефона стикерами, потому что «то что происходит внутри должно оставаться внутри». Ну и вообще очень долгое время Берлин мне больше напоминал помойное дно. Рекомендую всем гуляя здесь по улицам смотреть под ноги, чтобы не наступить в собачье дерьмо.

Граффити в Берлине это вообще отдельная история — везде слишком много граффити, в том числе некачественного, и начинаешь задумываться а хорошо ли это на самом деле. В том году летом гоняли с Odes'ом (TrueStilo, Минск) в граффити-трип (кстати это был мой первый чисто граффити-трип в Европе, потому что гонял без машинки, до этого я скорее ездил бить, рисуя в свободное время). Так вот прилетел он в Берлин и говорит есть желание сделать кусок на лайне S-Bahn круговом. Но сколько бы мы не ездили, не высматривали — там просто негде сделать кусок. Там всё вокруг укрыто. Там висят куски 10-20 летней давности, которые ты видел в журнале «Style File», и ты видишь, что там до сих пор висят эти же куски, просто выцветшие со временем. Но никто это не кросит, потому что в Берлине вообще не принято перекрывать. Также как и баффить (перекрашивать коммунальными службами). Вообще там такая логика, что если все вокруг рисуют, то ты рано или поздно найдёшь сто процентов место порисовать, но все самые хорошие или очевидные места уже давно заполнены. Это что касается улицы.

Рисовать на хофах там максимально мерзко, потому что там стоит очередь... Прям буквально очередь! Например, на хофе в Мауэр-парке (очень известное место рядом со стадионом, недалеко от блошиного рынка) летом в выходной стоит очередь. Несмотря на то что достаточно большая стенка, она бывает вся занята, и чуваки тусуются ждут пока ты доделаешь свой кусок, отфоткаешь его, и как ты отходишь прям сразу же поверх начинают рисовать. Ощущения граффити-конвеера. Ну то есть, конечно, всем понятно, что на хофе тебя перекроют... Но не так же! Со временем стало попроще, когда я нашёл несколько менее популярных холофеймов прям у себя на районе.

Конечно, кроме этого Берлин — обязательная точка на карте для коллекционеров «железа», приятно ловить здесь в траффике куски друзей, в том числе российский туристов. Но так как я и раньше никогда не был очень заинтересован в трейн-райтинге, то в обстоятелтствах, когда я хочу регулярно находиться здесь, идти рисовать «железо» - не самая умная затея. Я даже за проезд там плачу. (смеётся)
[И я хочу подчеркнуть, что это моя личная сложная история отношений с городом. Многие и так без ума от Берлина и я не хочу их переубеждать. На момент долгой работы над этим материалом, в марте-апреле 2020 я застрял в Берлине на самоизоляции. Германия — одна из немногих стран Европы, где, конечно, все заведения были закрыты, но не был введён обязательный карантин, люди организованно самоизолировались и держали дистанцию, но при этом спокойно могли продолжать заниматься спортом, гулять, сидеть в парках и испытывать простые радости. Это была тёплая солнечная весна, запах цветения сменялся едким запахом шишек (который, кстати, и в обычное время встречается тут на улице чаще чем в Барселоне или Амстердаме). На фоне новостей о введении в Москве QR-кодов для походов в магазин и активного внедрения систем распознавания лиц, Берлин с активной позицией горожан в сохранении персональной приватности показался мне уже не таким мрачным и неприятным местом. Особенно когда есть возможность взять краску и пойти в любой момент рисовать]

Что касается татуировок Берлин это особый центр притяжения, особенно это касается ч/б татуировок. Огромное количество людей, которые едут на выходные в Берлин, совмещают это с тату-сеансом. Здесь невероятное количество очень сильных артистов и легендарных студий. С этим мне, пожалуй, повезло и я очень рад что оказался во Future Berlin. Здесь очень приятная атмосфера и сплоченное комьюнити.
Какие самые яркие трипы в 2019 у тебя были?
Как раз с Одесом мы гоняли в граффити-трип, были в Дюссельдорфе, Гамбурге и Киле. В Дюссике было очень интересное открытие - ворвались туда на два граффити мероприятия, одно было в заброшке. Когда ты попадаешь в немецкую заброшку и сравниваешь её с нашими... В России есть два типа заброшек: в одном типе ты даже не найдёшь кала человека. Они настолько заброшены, что там даже бомжи не тусят, лежит толстенный слой пыли, трава проросла сквозь бетон. В таких заброшках есть очень крутые локации, где клёво можно порисовать, сделать атмосферный кадр. Другой тип — там уже можно встретить бомжей, где куски висят, ходят чикари... В них уже не так приятно рисовать, но в связи с тем, что холофеймов не так много, довольствуешься тем, что есть. А вот европейские заброшки — это просто пиздец, я такого вообще не ожидал. Там крутые бетонные здания и там идеально чисто! Ощущение будто там реально даже полы моет кто-то и можно жить.
В Швейцарии очень красиво, но при этом невероятно дорого. Там для татуировщиков в целом вообще лотерея. Если у тебя нет записи, или запись маленькая, ты не знаешь сколько ты с собой увезёшь и увезёшь ли. Потому что пока ты там находишься, ты тратишь до-ху-я, максимально! Но если тебе везёт и у тебя счастливый лотерейный билетик, если тебя случайно не поймали и не депортировали, если у тебя большая запись - оттуда можно увезти жирную котлету. Когда работаешь в Европе с татушопами, ты должен оставить им процент (в России конечно тоже, но встречается часто вариант с фиксированным ценником за день работы). Обычно это 30%. И вот как раз в Швейцарии, когда я оставлял этот процент, я впервые подумал — чёто очень много денег оставляю! Был очень смешной момент — все что я там покупал или ел я выкладывал в сторис с текстом о том, сколько это стоило. И вот на эти сторис мне постоянно отвечал один чувак: «А нахуя ты тратишь столько на еду? Братан, у нас тут дешевле — приезжай». А в Швейцарии оно вот так.
В этом году там в то же время гостил Goodguy Boris из Grifters, он же тоже татуировки бьет. Было забавно когда они пошли в супермаркет с корзинкой, набрали ее полностью и просто вышли с ней. Там, отличии от России, нет охранников в магазинах, если ты в Швейцарии берёшь в магазине еду, то тебе действительно нужно! (смеёмся) Там в целом у общества такой уровень заработка, что им просто незачем красть продукты в супермаркетах. Очень контрастно это выглядит в сравнении с пятерочкой или Дикси, где обязательно есть охранник, который следит, чтобы ни одна бабушка не вынесла батон хлеба. Я сейчас все чаще думаю о «скрепах».

Из экзотического и нестандартного ездили с Ильей Шороховым в Среднюю Азию — Алмату и Бишкек. Там нас Женя Chervi возил на Киргизский рейв в заброшенную туристическую базу на озере Иссык-Куль. В первый вечер я купил стакан пива на выездном столике магазина крафтового пива из Бишкека. Когда мой стакан опустел, ко мне подошла девушка, попросила стакан (раз я допил) и стала плевать в него шелуху от семечек. Когда я во второй раз подошёл за новым пивом, челик спросил где мой стакан и попросил его никому в следующий раз не отдавать, потому что стаканчики оказались в дефиците. Это было так же увлекательно, как и бабушки в центре города с напольными весами, на которых ты можешь за 10₽ взвеситься, так же как и целый ряд ларьков с разнообразным насваем на Ошском рынке или чувачки с маленьким чемоданчиком с различными марками виагры и презервативов на продажу. Хотя нет, рейв все равно увлекательнее был.

В Батуми я сделал предложение своей фрау в этом году, две недели с ней провели в Грузии. Почти не рисовал и не бил там, но трип тоже ого-го яркий!
Немного приблизимся к родине: что сейчас происходит интересного с татуировкой в России?
То, что происходит сейчас — мне охуеть как нравится. Появляется все больше интересных ребят. Вот то что Ялта сделал, (BACKPIECE - спина полностью), я всегда хотел делать что-то такое. Но когда я начинал колоть никто не был к такому готов. Конечно всегда кто-то делал трэш, но это не было настолько дебильно. Я делал что-то странное, но сейчас в сравнении с этим это уже не кажется странным.

Сейчас в России всё то же самое, что и во всём мире. Но может с той разницей, что в Москву тренд приходит через год-два, а по провинции, так и вообще с задержкой. И это связано только с ментальностью, консерватизмом. Так то «инфльюенсеры» и у нас хорошие, а интернет то очень быстрый. Есть общая тенденция и существуют инструменты, которые делают вход в татуировку очень простым. Оглядываясь на прошлое и на диск «1000 лучших татуировок» сейчас перевернулось практически всё. Раньше, чтобы быть татуировщиком, особенно в России ты должен был собрать себе тачку, сам сидеть паять иголки. С современным уровнем индустрии это выглядит максимально странно. Ты сам должен был паять иглы, ты прямо дома должен был их спаять, иголка за иголкой в пучок, которым ты должен колоть. Потом проавтоклавировать это дело. Это все было уделом очень ограниченного круга лиц. Все эти ремесленные кустарные операции были намного важнее стиля, поэтому раньше олдовые чуваки могли собрать достаточную клиентскую базу, которая была расписана на месяцы вперёд и бить картинки из интернета с волками, львами и черепами. Они сидели и комфортно себя чувствовали, зная, что можно не рыпаться и всё будет хорошо. Они не развивались, спокойно сидели и получали свою соточку, а то и больше. Сейчас же у таких чуваков большие проблемы и практически нет клиентов, они не смогли интегрироваться в современные реалии. При всем уважении, я им не завидую, мне их не жалко — они сами в этом виноваты. Всегда есть возможность развиваться и держать руку на пульсе. Сейчас тату-индустрия сделала огромные шаги, вся информация доступна в интернете, куча иллюстраторов, художников, граффитчиков... любых артистов, работающих с визуалом, могут купить расходники, машинку и быстро начать делать работы не уступающие по уровню работам динозаврам из прошлого. С другой стороны это уже не совсем про татуировку — нужно и фоткать красиво, и подавать, кому-то и продавать и смм-ить, и легенду, и историю иметь. Но как человек, который начал все со Style'а, я все-таки считаю что главное ещё и что-то уникальное и качественное делать. Вообще это относится к огромной массе профессий — в современных реалиях, люди, которые не адаптировались, вынуждены идти работать в Uber, Gets, Яндекс-доставку. Все быстро меняется.
Когда я начинал бить тату, я понял, что в России для меня существует 2 крутых ориентира в этой среде: Гера и Егор Лещёв. Гера — Herman IX, я, кстати, очень давно его знаю, познакомились году в 2004 на почве граффити. Это были времена ЖЖ, все в онлайне были связаны. Он рисовал тогда за команду «NЁК», хотя жил в Тюмени, я был подписан и в общем представлял что и как, но совсем не ожидал его в Москве случайно встретить. Мало кто это знает, но сам факт забавный. Плотнее мы начали общаться позже, конечно. Кстати, первую татуировку мне сделал именно он. Мне очень нравится что он делает и всегда оглядываюсь на его технику. Огромный ему биг-ап! Он много интересных проектов сейчас, кстати, делает, советую всем ознакомиться!

А у Лещёва — юморок очень странный. А я странный юмор люблю. Я же тоже люблю посмешить людей. Не так вульгарно, конечно, но все же... С ним я познакомился не так давно, но года полтора назад пришёл к нему за татуировкой. Я посчитал, что обязательно надо что-то от него в коллекции иметь. Легендарный менчик. Ну и забавно, что недавно с ним виделись — он попросил меня ковёр у них на студийке новой нарисовать, и как раз о ситуации в России болтали. Ну то есть не в целом, а меня просто спросил: «Ну что, Антох, как у тебя сейчас запись?». А у меня всегда же с этим было не ахти. Ну то есть меня этот кризис в «индустрии» никак не касается. Я же и гастролировать именно поэтому когда-то стал, да и вообще до сих пор рад, что хоть кто-то приходит, и есть что и кому поделать.

Татуировка сейчас приносит мне денег больше, чем раньше. Но я не за тем в нее влез. Если честно, я всегда был привилегированным — я всё-таки москвичом родился. Мне не нужно выживать и закрепляться здесь, у меня есть все условия, чтобы я мог нормально себя чувствовать в Москве, мне нет необходимости иметь работу, на которой я буду зарабатывать на аренду места, в которое я буду просто приходить поспать. Но и я не зарабатываю при этом «Московскую» или «нефтяную» зарплату. Мне кажется я все также далёк от того что называют «успехом». Раньше мне хватало на то, что я мог сводить девочку пару раз в ресторан и спокойно оплатить свои расходы. Сейчас я уже могу немного денег откладывать и при этом не чувствовать себя ущемлённым. Но почти все эти деньги ко мне приходят не как к татуировщку, а как к художнику: с каких-то коллабов или коммерческих работ. В целом, могу сказать, что я не привязан к татуировке и могу это дело оставить.
Почему люди которые рисовали граффити сейчас приходят в татуировку?
Чувак, они не приходят, они уже пришли! Потому что это монетизация. Потому что это свежо. В нашей современной среде граффити и стрит арт — это определенная часть жизни людей. Особенно в Европе, где нет баффа и оно остаётся на стенах и интегрируется в человеческую повседневность. А раз оно окружает, оно намного навязчивее вторгается в жизнь людей. Со временем оно начинает поглощать и другие аспекты жизни.

Все больше людей называет этот стиль в целом «Ignorant». Я с этим не совсем согласен. По сути Fuzi только — это «Ignorant». Может ещё пара человек, которые хотят быть похожими на него. Есть, конечно, максимальный «Ignorant»... Есть такой чувак - Dominik, вот советую заценить его работы. Оно настолько плохо, что такое очень сложно делать. Но сказать, что Lugosis делает «Ignorant» я не могу. Это вообще не «оно». Просто для того, чтобы как-то систематизировать то, что происходит в татуировке можно легко воспользоваться этим хэштегом или ярлыком, чтобы обозвать разом всех татуировщиков с граффити-бэкграундом.

Кстати, когда я только начинал, у меня тоже была цель разрушить каноны привычной для зрителя татуировки. Когда я ехал куда-то, я везде это афишировал как «нетрадиционная татуировка», ставил такие хештеги. А на самом деле у жирных контуров, которые я делаю, по идее больше всего общего именно с традиком. Татуировка очень разнообразная и постоянно меняется, в это время все «такое» стало частью современной тату-культуры. Интересно будет посмотреть, как это будет развиваться дальше. Появится ли пост-ignorant? Есть же пост-граффити!
Почему ты продолжаешь всем этим до сих пор заниматься?
Бля, я не знаю! (смеёмся)

Через 7 дней, после того как я сделал свои первые татуировки, Mesr играл первый свой сет на виниле в клубе. Я решил придти поддержать его и заодно посмотреть как зажили татуировки. Я встречаю Настю, жену Юрца и первое что я сказал было:

— Слушай, у жены брата Шози есть лазер — можем свести.

На что она:

— Да ты что?! Это теперь моя любимая татуировка! Всю эту неделю, каждый день, я встаю на работу, иду в ванную, смотрю на своё «утреннее» лицо в зеркало. После этого я поднимаю руку (так что становится видно тату) и начинаю смеяться, и весь день проходит в отличном настроении!

Тогда я понял главное — зачем я это делаю. Чтобы приносить людям радость и хорошее настроение. Конечно, я понаделал сначала всем партаков. А может и сейчас продолжаю... Но это веселые партаки, в них есть забавная история, какая-то шутка — это делает жизнь их носителей лучше.

Мне вообще не нравится агрессивная эстетика в татуировке. Всякие трупные темы, оторванные головы, страшные ебла и т.д. Вообще не моё.

Да, татуировка была и является девиацией. Да, это не украшательство. И когда она находится в кругах всяких байкеров, трайбл-гопников и тд, они этими «агрессивными картинками» заявляют о том, что лучше с ними дел не иметь. Лучше не надо, мен — у него стрёмные ебальники нарисованы!

Есть информация что на самом деле страшные маски в некоторых культурах призваны отпугивать злых духов. Но бля, люди же тоже смотрят, им тоже стрёмно! Время меняется.

Мне это чуждо, и я чётко для себя решил — я буду делать девиантные татуировки в рамках девиантных татуировок! Мои татуировки создаются для того, чтобы поднимать настроение людям. Это клоунада. Жизнь и так — это боль и страдание, а нашему уму свойственно находить негативные стороны во всём. Я своими картинками заставляю радоваться детей внутри инфантильных взрослых. Тонко, толсто, остро, чём-то может обидно для кого-то, но без злого умысла - это всегда сатирический взгляд на реальность, история, слепок времени, ч/б фотография. А так я хочу, чтобы все были счастливы — в этом цель моя заключается.
YOUR MOM'S FAVORITE OUTSIDER: ANTON SAKVO

Instagram: @skvgknrs
VK: @skvgknrs
https://wearecoal.com/skvgknrs

Grade Moscow
27 Apr, 2020