UNIVERSAL MIND: INTERVIEW WITH BEZOR
"...Ты ужас! Ты просто кошмар!", - да, лишь вселенскому разуму под силу сперва придумать "Граферти", а потом стать его признанным королем. И имя ему - Паша Безор.

Безор - художник, ломающий всё, что связано с феноменом российского граффити. Он одновременно ненавидит чикарей лютых и рисует свои куски со стрелочками и коронами. Он видел Бобоянга, но никогда не делал хулкан. Он видит байтеров даже с закрытыми глазами и разносит не по фактам "уличных художников", которые не рисуют на улицах. Он рисует портреты со спины и лепит маски вслепую. Свой главный шедевр он сделал в 6 лет и с тех пор до сих пор не может превзойти себя.

Творчество Безора могут сполна понять лишь те, кто хорошо его знает. Поэтому мы решили пообщаться, как выразилась одна вездесущая рожа, в духе "моя жизнь в искусстве". Что такое "Граферти"? Играл ли Паша в Getting Up? Какой был его самый первый ник? Угрожали ли ему за "Деструктивную Критику" Invalid Books? Почему он рисует цифры в кусках? Почему он король? Если у вас когда-либо был вопрос к Паше, то вы найдете на него исчерпывающий ответ.
Я начал рисовать с 6 лет – уже тогда понял, что хочу быть художником. На уроке ИЗО нарисовал свой первый шедевр, который у меня даже сейчас висит в комнате. Нам дали свободную тему, я выдал такое, и учительница меня похвалила. Я понял, что нужно развиваться в этом направлении дальше… Я стараюсь хранить все свои детские рисунки с 6 до 11 лет; их в моей комнате очень много.

Родители часто отдавали меня во всякие кружки, отец любил со мной рисовать – покупал много книг по рисованию. Не профессиональные, а детские – рисуем по точкам и всё в таком духе. У меня было много подобных картинок… Все говорили про мои рисунки: "Получается странно, но необычно!". Те рисунки до сих пор мне очень нравятся.
BEZOR
А как тогда всё пришло к граффити?
Я перешёл в 6й класс, к нам из другой школы перешёл пацанчик. И он показывает: "Вооот, есть такая тема – тэги!". Показывает мне свой дневник, а там всё исписано, как мне изначально показалось, всякими иероглифами. Всё в тэгах! И он стал показывать детальнее, как можно "сломать" свой никнейм: показывал короны, символ №1, стрелочки, молнии, знак решётки, всякие "выкрутасы" по бокам. По его словам, вокруг тэга обязательно должна была быть куча фишек. Я тогда знатно прифигел. Купил с другом перманентных маркеров, самых обычных по 5 рублей, и начали исписывать столбы чем попало: JOKER, SHREK, KING... (смеёмся)
В "Getting Up" играл?
Это моя любимая игра, до сих пор. Мы с друзьями постоянно её проходили у меня дома. Там я впервые увидел баллончик Montana, и офигели! Была такая история – мы с другом начали искать баллончики, первое время покупали Abro, Touch-In-Tone…. А потом как-то зашли в районный строительный магазин, думали Omax найдем, а нам продавщица говорит:

-А Montana будет на следующей неделе.
-О_О Как, Montana???


Я видел эту краску только в "Getting Up'e". Мы всю неделю ждали эту Монтану – приходили в магазин каждый день. И потом я её там увидел, она была образца как игре, с Trane'ом, лимитированная… Скинулись с другом мелочью, купили одну банку… Это были самые незабываемые ощущения!
Свой первый кусок помнишь?
Да, он до сих пор находится в моём гараже частного дома в Новороссийске. Ну как куски, два флопа – мой и моего соседа, сделанные краской Боснёй (Bosny).

-Какой у тебя тогда ник был, если не секрет?
-По-моему, что-то вроде TRAY…
-Такое, GettingUp'ное?
-Ну конечно. А у моего друга был TIM, потому что он Тимур. Но, как и все чикари лютые, мы делали куски за Trane, покупали Босню и байтили его (смеёмся).

Проблемы на этом фоне были?
Нет, Новороссийск довольно спокойный город. Но был момент:
У меня тогда еще был ник YORK. И уже тогда у меня был дикий хейт ко всему. Однажды я вышел вечером и стал писать на всех кусках TOY, и ставить рядом свой тэг YORK (смеёмся). До сих пор не понимаю, зачем я это делал… Но меня даже искали - весь район затоил! (смеёмся)
Из твоего инстаграма я понял, что ты увлекаешься всяким металлом и панком. Так вот, скажи, как давно слушаешь такое? И как это всё у тебя с рисованием пересекается?
У меня старший брат рано стал панком, и я прям с детства уже слушал Сектор Газа, Красная Плесень, Король и Шут… Брат долгое время жил в Москве, и 5 лет играл в краст-группе Convince, в её золотом составе. И от него я, как раньше, так и сейчас, узнаю о музыке: он ввёл меня в хардкор, блэк, краст. Где-то с 2007 года я слушаю всё это говно.

А так, осознанно хорошую-разную музыку я начал слушать года с 2011-12го.
Что имеешь в виду?
Ну, я начал глубже интересоваться крастом, металлом, стал копать тематические ресурсы… Моя любимая группа – это Darkthrone, норвежский блэк-металл, самая классика… Наверное, лучшей музыки уже и не будет.

Пересекалось ли это с граффити? Да, когда в 2013 году я сменил свой псевдоним на BEZOR, тогда я очень сильно увлекся трэш-граффити и стал смотреть, как делает куски мой друг Стас ТОСКА, который жил в Москве. Я охерел, такие прям по-металлу куски! И вместе со своим другом Русиком мы начали делать такое здесь в Новороссийске. Очень острые куски, BlackMetal!
Так, а трэш-граффити когда начал интересоваться?
Неосознанно – всю жизнь. Мне всегда нравилось эдакое необычное. Осознанно – с 2013 года. Я увидел GermesGang, CAP, АМАМ с Украины ... Да и вот эта украинская сцена адская – я смотрел на неё и охуевал. А потом я увидел статью где-то… (-Не на фурфуре? –Наверное, да, на нём) …И там была эта банда аутсайдеров: CAP, GermesGang, FIFA. Адская подборка – я сперва даже не понял, как это вообще, а потом понял, что типы делают так специально. Это не прям чикари, а наоборот! И понял – да, это моё, надо так делать, и делать это жестко!
Жестко – в каком плане?
Ну, как все граффитосы делают? Рисуют скетч, разбивают скетч по цветам, идут в граффити-магазин, покупают банки с этими самыми цветами, а потом переносят рисунок с бумаги на стену. У меня был другой подход: я брал непонятно какую краску из дома, гаража, да и вообще неважно какую и откуда, и шёл непонятно куда без конкретной задумки. И мне это нравилось: я делал что-то, не понимая, что получится в результате и куда оно приведет. Каждый раз что-то новое… Да, уход от рамок определенно был тогда чем-то новым.
Давай о главном – как ты придумал слово "Граферти"?
Слово пришло до или во время лета 2018 года. Мне никогда не нравилось слово "граффити" – оно какое-то слишком серьезное. Кто-то ставит разное ударение – грАффити или граффИти. Мне всегда казалось, что должно быть слово попроще.

Я шёл с другом Ильей, мимо водосточной канализации, и там заметил надпись: "GRAFIRI – КРУТО" (смеёмся). Мы поржали! И я на моменте придумал: Граферти! То самое слово – оно даже звучит легче!
Можешь объяснить, чем Граферти отличается от, например, антистайла?
Граферти – это очень обширное понятие, которое включает в себя куда больше, чем современные настенные рисунки. Это общемировой феномен вне времени. Какие-то старинные наскальные рисунки, работы Пикассо и других абстрактных-авангардных художников – это тоже Граферти! Какое-то пятно, которое чем-то похоже на кусок, но совсем не он – это тоже Граферти! Плющ, который странно обвивает весь дом – это тоже Граферти! На самом деле, понятие мноногранное. И что именно является Граферти, могу определить только я. Потому что только я настоящий специалист по Граферти! (смеёмся)
Вопрос с подвохой – как объяснить людям, что тут им не Нью-Йорк?
Ну, нужно зайти в гугл-карты… (очень громко и долго смеёмся). Посмотреть "Моё местоположение" и там, к сожалению, окажется, что вы в России (смеёмся).
Слушай, а чем отличаются вайбы городов, в которых ты жил? И как они влияют на твое творчество?
-А что такое "вайб"?
-Ты не знаешь?
-Неа.
-Ну, атмосфера города


Новороссийск – замечательный город. Особенно внешне – он куда лучше, чем Москва и Санкт-Петербург. Там очень много природы, там море, погода в 100 раз лучше, чем везде. Там постоянно не ниже, чем +10. В самых редких случаях +5. Очень много гор! Много уютных мест: когда мне становится грустно и одиноко, я иду в одно из этих богом забытых мест и просто отдыхаю там.

Для молодёжи там особо делать нечего - нет никаких концертов, тусовок, движухи, но мне это и не нужно. Город, как мне кажется, я знаю куда в разы лучше других местных жителей – за все годы я перелазил там буквально везде.
Photo by Jacob
Photo by Leio
Photo by Jacob
Photo by Marion
Photo by Jacob
Photo by Shifaaz
Photo by Mike
Photo by Jason
Photo by Sven
Photo by Ed
В Санкт-Петербург я переехал скорее из-за того, что я устал жить с родителями… К тому же, Питер нравился мне с детства: первый раз сюда я приехал в 2003 году, и город очень запомнился. Если бы я уехал в Краснодар, то не было бы чувства, что что-то изменилось. А Питер – он далеко, и здесь можно жить "по бичу".
сАНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2003
Я недавно ездил в Москву. Очень понравился город, всё-таки, он более движовый, чем Питер. Сам я, конечно не движовый, но так отдохнул там телом и душой, что обратно в это болото [Санкт-Петербург] не хотелось возвращаться.

Очень жду каждую новую поездку: в Москве в 100 раз больше людей, с кем можно порисовать, места привлекательнее и дух города располагает к активности. Сам я не люблю медлить, а Петербург в этом плане как-будто создан для престарелых людей: движ вроде есть, но он закостенелый. Санкт Петербург - это город в духе бабкиной хаты. Реально, заходишь в метро, выходишь из метро - всё пропитано этой хатой. А Москва пропитана... Всем остальным! Я туда приезжаю как на праздник, всё-таки, друзей в столице живёт куда больше, чем в Питере. Здесь все какие-то захудалые, унылые... А в столице - я приезжаю, и мне сразу человек 10 предлагают пойти порисовать. Конечно, это город зла, небольшой такой ад, но... Периодически туда стоит ездить, "подышать" всем этим.
Можешь рассказать, откуда у тебя все эти цифры в кусках? И в целом – про свой стиль.
Вообще, году так в 2017-м я начал использовать стрелочки между букв, которые измеряют расстояние, как на чертежных схемах. Я увидел в Instagram'e, как чувак рисует кусок на стене и подробно о нём рассказывает: чем он нарисовал, какими материалами, какова площадь куска… Я подумал: "Чувак, ты чуть-чуть неправильно начал мерить кусок. Надо не просто высоту и ширину, а всю его площадь и габариты каждой буквы" (смеёмся)

И я начал рисовать эти стрелочки, ставить себе "задачи": рисовал знак вопроса с целью высчитать правильное расстояние (смеёмся). И все свободные моменты кусков я заполнял этими схемами, стрелочками, вопросиками, габаритами…

А потом я перешёл на цифры. С лета 2018 года я страдаю паническими атаками, и цифры помогают отвлекаться от приступов: если наступил приход атаки, то очень хорошо помогает пересчёт всех предметов, которые ты видишь вокруг себя. К тому же, я обожаю математику и всё, что связано с цифрами.
А что насчет масок?
Маски я начал делать года с 2016. До этого никогда лепкой не занимался, случайно купил глину быстро засыхающую и попробовал слепить две маски. И мне понравилось, причем больше всего понравился сам процесс лепки. Мне кажется, когда я делаю маску, получается внутренний автопортрет, проходящий через руки. Я леплю без определенного образа и, как это иногда бывает, даже не смотрю на процесс создания. Очень часто люди говорят, что эти маски похожи на меня. Внешне или внутренне – я не знаю.
Все эти маски – это визиторы. Эдакие наблюдатели, которые присутствуют рядом.
У вас с Invalid Books существует нашумевшая рубрика "Деструктивная Критика". Расскажи о её предтече. Почему именно деструктивная?
Все началось с Олежиком (прим. Олег Кузнецов), когда он гостил у меня в Новороссийске летом 2019 года. Мы шли с моря, в коматозном бреду от жары, и я ему говорю: "Бля, Олег, ты прикинь?! Почти все граффитосы покупают банки, и в 90% случаев, если не больше, рисуют полную хуйню!". Все, почти все граффитосы тратят огромные деньги на банки и осознано идут на улицу рисовать хуйню! Это даже не психическое расстройство, а откровенная дурость. И Олег начал с этого ржать: "Бля, мы с Костей делаем ТУМАЧ, там всё конструктивно, а ты должен делать всё деструктивно, просто жестко хейтить!". Мы хотели сделать всё это в Новоросе – открыть на компе чужие куски и начать их обсирать. Но руки не дошли… И мы начали делать это уже здесь, в Питере, вживую!
Угрозы какие-нибудь поступали?
Поступают, но, в основном, в адрес Invalid Books – в комментариях, на фейсбуке, либо в личку пишут. А так, лично мне… Кто-то писал приколы в директ, но угрозы…
"Безор, ты ужас! Ты ёбаный мудак! Ты просто кошмар! Не приходи больше на мои выставки, ты просто мудак!", - одна девушка отослала с-десяток эмоциональных голосовых сообщений.
А так, Коле Суперу писали какие-то дагестанцы или чеченцы… (смеёмся). Какие-то его братки увидели видео, где я обсираю его холсты. "Эээ, чё это за пидор? Ну, ты, если чё, скажи – мы подскочим, его порешаем!", - но никто так и не подскочил…
А если отбросить момент, что 90% нелегального граффити в России – полная хуйня, то что еще пиздецового происходит?
Пиздец полный происходит! Хочется сказать "Я стараюсь не следить", но, к сожалению, я слежу за всем говном, что происходит. Мне практически ничего не нравится в российской сцене; она мертва, всё стоит на месте. И что мне остаётся? Со своими друзьями эту пустоту колыхать?
Есть, конечно, персонажи интересные – в Москве, в Питере… Но это такое максимальное меньшинство… Но оно живёт, дай Бог!
Может ли Граферти противостоять этому пиздецу?
Да, оно на самом деле противостоит. Я хочу, чтобы все больше людей узнало об этом феномене, о Граферти. Мы хотим сделать большую выставку "Граферти" со мной. Издать несколько зинов на эту тему. Почему? Потому что Граферти –это святое. И оно против всего этого тёмного, несёт свет в мир Граферти полуобъяснимо, неосязаемо. Даже я сам не до конца понимаю, что это. Только чувствую.
UNIVERSAL MIND: INTERVIEW WITH BEZOR

BEZOR в instagram: https://www.instagram.com/bezor_2019/

"Новые Уличные" и рубрика "Деструктивная Критика":
https://www.facebook.com/nulichnye/

Grade Moscow
19 Feb, 2020