Неизвестно, кому первому в голову пришла столь интересная идея: использовать фетр как холст, а нити — как краску. Но уже к тридцатым годам все американские хотроддеры, спортсмены и студенты носили именные нашивки с самыми разными сюжетами. К концу двадцатого века занятие вышивкой цепным стежком перешло в категорию ремесла, и сейчас ей занимаются лишь искренние энтузиасты.
Один из них — Spade, сооснователь петербургского бренда Bad Dog и владелец chainstitch-мастерской Frankenchain. Мы попросили его рассказать обо всём, что с ней связано.
Прежде всего, расскажи про историю тех самых станков.
Вообще компания Singer начала выпускать такие машинки в 1911 , а в эпоху хот-родов нашивки цепным стежком были, буквально, на каждом члене автомобильного клуба. Туда же и мотоциклетные банды. Кроме того повсеместно распространенные боулинг клубы и бары вышивали свои эмблемы, имена персонала или участников команд на рубашках и другой униформе. Так сложился определенный стиль графики, немного наивный, но оттого не менее привлекательный. В общем, глубокий багажник для поиска вдохновения.
И как тебе удалось стать обладателем одного из них?
Недавно пересматривал папку со старыми эскизами для Bad Dog и нашел запись, обведенную карандашом «Вышивка цепным стежком!». Кажется, в тот момент я еще не знал ничего об этом, просто хотел иметь такую возможность. Начал читать, выбрал модель и принялся мониторить Ebay. Примерно через пол года поисков мне написал Егор из Твердь и спросил, не мог бы я показать одному приезжающему американцу наши места силы для денимхедов. У того в штатах свое ателье, специализирующееся на починке джинсов, и мол, все это его дико интересует. Пока мы катались между всем известными заведениями, я рассказал о мечте купить машинку и тот предложил свести меня с челом из Индии, который как раз занимается реставрацией подобного рода агрегатов. Я почему-то не воспользовался его контактом, но совсем скоро сам вышел на этого парня и вот я стою в отделении EMS в 8 утра и получаю драгоценный груз.
Но начать сразу вышивать оказалось не так просто. Знаний в области подключения промышленных швейных машин не было никакого, понимания с чего начать тоже. И понеслось — выпилить стол под именно эту машинку, найти подходящие нитки, купить все девайсы и надеяться, что все это заработает.. Звезды сошлись, в мае 18 года первые стежки уже ложились на кусок рваной джинсы, неумело выписывая первые черепа.
Название Frankenchain пришло само собой?
Любому проекту нужно имя. Однажды размышляя об этом, я понял, что все эти старые шестерни и поршни напоминают таинственное чудовище Франкенштейна. Мне всегда нравилась эстетика классических монстров, так что тут все сошлось. Недавно сделал себе маску по винтажному образцу, веселюсь, в общем!
Расскажи от и до: чем вышивка цепным стежком отличается от обычной?
Эта вышивка, она выглядит совсем по-другому, несет налет прошлого и дополняет вещь. Кроме того она приятна на ощупь, чувствуется каждый стежок, она мягкая и объемная. Вообще, это больше про творить и меньше про работать. Ну и как я уже сказал — каждая нашивка немного отличается от предыдущей, есть в этом что-то аутентичное. Я знаю о чем говорю — раньше у нас с Ромой, с которым мы сейчас делаем Bad Dog, был компьютеризированный современный вышивальный станок, это совсем другое..
Технология цепной вышивки очень похожа на создание татуировки. Под столешницей машинки есть ручка, которой и задается направление стежка, получается буквально рисование по ткани. То есть, каждый вышитый патч уникален, как у тебя пошла линия — так и будет. Первое время получалось довольно неаккуратно, походило на нашивки небольших байкерских аутло клубов прошлого века. Но чем дальше, тем лучше. Хотя у этой небрежности есть свой шарм и очарование, если вернуться к параллели с татуировками — это рядом с работами родоначальников старого стиля, с их кривыми розами, женщинами и прочими радостями морской жизни.
Так, и что же нас ждёт дальше?
Будет круто, если получится выпускать серии нашивок, регулярно, как коллекции. Что-то объединенное общей идеей и концепцией, играть на разных стилях и мотивах. Блуждать от олдскула в ньюскул и обратно, в общем не одними хот-родами.. Ну и никто не отменял отдельные заказы на кастом. Просматриваю много работ зарубежных чейнститчеров, есть очень разнообразные. Одни ребята расшивают концертные костюмы для Пост Малона, это просто огонь, зачекайте в чем он выступает!
Не знаю, станет ли chsinstitch интересен тут, в России… При том, что я начал получать заказы из США и Японии. Хотя первую большую работу делал для Вани из магазина
Vintagency. Вроде круто получилось. Это такой, сильный кивок в сторону авто-клубных курток. Думаю, в этом году получится поработать со многими игроками локальной сцены, пока не буду открывать карты.
Последний раз я покупал нашивки когда-то в школе, это что-то по панк-року, наверное, было. Тогда с помощью нашивок и других атрибутов мы пытались показать свою принадлежность к субкультуре, совершенно забывая, про творческую составляющую. Теперь у меня есть все для того, чтобы сделать что-то совершенно не похожее на всё остальное.