»
BEHIND THE SCENE: RUSSIAN PUNK ART VOL.2

Панк - это больше, чем музыка. Это культура, в которой важен каждый.
С годами каноны жанра окончательно стёрлись, десятки раз обновляясь и меняя друг друга, а понимание расширилось от субкультурного к нарицательному. Что для тебя панк? Решай сам. Если это музыка - то сыграй, спой, выплесни и заяви. Как это сделать - предельно понятно.

Другое дело, когда "панк" становится искусством, напрямую связанным с музыкой. Задача стоит совершенно иная - суть песен нужно визуализировать и раскрыть до конца. Сделать то, что не под силу ни инструментам, ни вокальным данным - "нарисовать" панк. Причем так, чтобы зритель испытывал при просмотре афиши или обложки чувства, аналогичные посещению концерта или прослушиванию альбома. И это - лишь малая часть того, каким должно быть панк-искусство.

Жанров в панке предостаточно, к тому же поговорку "сколько людей - столько и мнений" никто не отменял. Исследуя феномен российского панк-арта, мы поговорили с теми, кто визуализирует музыку самыми разными методами: от рисования фломастерами на бумаге и использования навыков графического дизайна, до граффити-бэкграунда и изготовления линогравюр.

Collage: Evgeny Mizk

«
Как ты открыл для себя мир панка и другой тяжелой музыки?
В подростковом возрасте у меня не было человека, который влиял на формирование моего музыкального вкуса. Кого ни послушаешь, у всех был старший брат или отец, который постоянно слушал Led Zeppelin и таким образом прививал любовь в тяжелой музыке. Моя семья вообще не музыкальная, поэтому интерес к этому виду искусства у меня появился довольно поздно. После всяких рэп-сборников, которые каким-то образом попадали к нам домой, я начал интересоваться южным рэпом, к примеру, Three 6 Mafia из Теннесси и Lil Wayne с Lil Boosie из Луизианы, еще очень нравились Bone Thugs-N-Harmony из Кливленда. Позже я открыл для себя панк-рок и попал на свой первый панк-концерт.

Но это все не важно. Думаю, что намного интереснее узнать, как люди, имеющие отношение к международному панк-сообществу, расширяют свой музыкальный кругозор и перестают слушать только тяжелую музыку.

Знаешь, я отчетливо помню, что когда-то давно друзья из тусовки привили мне ненависть к «коммерческой» музыке. Многие панки так сильно стараются оставаться преданными панк-року, что сами себе рисуют потолок в развитии. Если из панк-культуры ты подчеркнул для себя только базовые идеи и тяжелую музыку, значит в какой-то момент что-то пошло не так.

Мне безумно приятно видеть артистов и других деятелей культуры, работающих в совершенно разных музыкальных направлениях, имеющих разную степень культурного бэкграунда, и при этом объединенных панк-роком. Так что в данный момент я вижу тяжелую музыку как отличный трамплин для чего-то нового, как способ получить обширный багаж знаний.
Если я все правильно понял, ты начал заниматься афишами и другой визуальной частью концертов отчасти потому, что тебе не нравилось, как эта самая часть тогда выглядела. Какие это примерно года были?И почему тебе не нравились афиши тех лет? В чем выражалось их несовершенство? И что ты тогда ставил (себе) в пример?
Да, все верно. Не имея никакого опыта, я начал собственноручно менять то, что меня не устраивало. Осознавать важность визуальной части я начал ближе к 2010 году, и в 2011-12 годах уже пытался сам делать первые афиши.

Проблема афиш тех лет заключалась в отсутствии какой-либо культуры плаката в том формате, в котором она есть сегодня. А выражалось это в незнании размеров, канонов, неумении сочетать шрифты, отсутствии мотивации экспериментировать. Все-таки тогда еще и социальные сети не были так развиты, как сейчас, и найти работы артистов из других регионов для сравнения было не так просто. Возможно, это даже не приходило в голову. Скорее всего знания черпались из поездок по другим странам, из которых друзья привозили афиши, и уже можно было понять, как плакаты создают за пределами страны.

Я не думаю, что на ранних этапах у меня были какие-то примеры для работы. Просто делал так, как хотелось. Тогда я не особо задумывался о будущем моего проекта, и делал плакаты с изображениями из книг, которые достались мне в наследство от бабушки. Она была скульптором, поэтому у меня дома сохранилось много книг по анатомии, советских сборников фотографии и живописи, множество пособий по скульптуре. Вот я и брал материалы оттуда, даже особо не пользовался изображениями из интернета. Хоть я и люблю эстетику черно-белых панк-плакатов с черепами, но с самых первых дней я пытался найти альтернативу устоявшемуся стилю.
Продолжая мысль про примеры, припомнишь арты (от мира панка и другой экстремальной музыки), которые оказали влияние на то, чем ты занимаешься сейчас.
Как и любой другой визуальный артист, я слежу за авторами и тенденциями, стараюсь быть в курсе событий на визуальной сцене музыкального мира. Неосознанно на меня повлияло множество авторов, особенно когда я начал углубляться в изучение дизайна. Это были уже 2014-2015 годы. Совершенно точно на меня повлияли работы Chris Moore (Coke Bust, Magrudergrind, Damaged City Fest). Он работает в стиле коллажа, его плакаты довольно простые и при этом довольно сатирические, но выглядят мрачно. Крис был моим главным ориентиром на этапе, когда я работал в основном с бумагой, ножницами и клеем.

Чем больше и подробнее я изучал мир визуальной эстетики в тяжелой музыке, тем больше у меня появлялось влияний, и тем быстрее я начинал понимать, что большинство из этих людей работает еще и с исполнителями в других жанрах. Очередной дизайнер, произведший на меня огромное влияние – Chase Mason (Gatecreeper, Spirit Adrift). Этот человек визуализирует абсолютно воспаленные образы и создает из них плакаты и обложки, которые меня поражают своей абсурдностью и сюрреализмом. Здесь сработала смесь из ксерокса и героинового прошлого, приправленная умением видеть прекрасное в отвратительном. Этот человек помимо работы со множеством хардкор-панк, дет-метал и сладж групп также поработал с рэперами Ghostemane и Post Malone. Мне очень нравится его собственная линия бутлег-мерча под названием Chopped & Booted, в рамках которой Чейс выпускает собственные уродливые футболки и лонгсливы для Gravediggaz, Three 6 Mafia, Mobb Deep, Big L и OutKast. Это опять же касается темы музыкального кругозора и фьюжена культур.
В российском панк-арте, даже при белорусской и мексиканской жизни, ты - одна из центральных фигур. Я уверен, что ты следишь не только за нашей сценой, но и за её визуальной стороной. Так вот, мне интересно - что, по-твоему, изменилось в т.н. российском панк-арте за время, когда ты тоже начал им заниматься? И какую оценку ты можешь дать этим изменениям?
Спасибо, но свой вклад я оцениваю намного более скромно. Я правда рад, что мои работы могут привлекать внимание. И я конечно же слежу за визуальной стороной сцены, и в последнее время даже больше, чем за её музыкальной составляющей. Меня очень радует то, что на горизонте начинают появляться молодые талантливые артисты, и даже есть уже очень активные авторы, чьи работы попадаются на глаза регулярно. И еще меня крайне радует, что сами музыканты и организаторы концертов стали чаще обращаться именно за авторскими работами. У меня есть клиенты, которые заказывают дизайн мерча как у авторов из стран пост-советского пространства, так и за рубежом. Есть несколько групп, у которых явно есть идейная цель выпускать свой мерч именно с работами актуальных визуальных артистов. Такого подхода лет 10 назад просто не было и в помине, были лишь исключения. И это только начало.

Если говорить о России, Беларуси и Украине, то за это десятилетие мы дошли до этапа, где уродливый безвкусный плакат уже не котируется, потому что установлен новый стандарт качества визуальной работы. На этом этапе ценится именно авторское видение, стиль, смелость в исполнении. И если моя деятельность помогла нашему общему движению прийти к этой точке, во что я очень хочу верить, значит я не зря когда-то начал заниматься дизайном.
Если взять во внимание твои работы для андеграундной отечественной сцены, то что тебе сейчас важно в дизайнах и артах?
Главное – делать так, как считаешь нужным. К сожалению, мое видение не всегда совпадает с видением заказчика, но это совершенно нормальный аспект профессии. Но, так или иначе, нельзя пренебрегать основами создания арта. Любая, даже самая смелая и впечатляющая иллюстрация, может стать мусором, если не сверстать обложку/плакат правильно. Это отдельная и объемная история, о которой как-нибудь с удовольствием расскажу.
В Америке иллюстраторы и другие художники от мира панка давно выставляются в галереях и участвуют в больших проектах, в т.ч. и коммерческих. Как считаешь, есть ли у российского панк-арта как такового будущее за пределами сцены?
Такое происходит не только в США, а в самых разных и иногда неожиданных уголках планеты. Отличным для меня примером является Колумбия. В этой стране есть очень много талантливых артистов, которые помимо плакатов и обложек даже сами печатают и продают свой мерч. И мерч продается не из-за надписей на нем, а потому что это стильные авторские работы. Явный тому пример – потрясающий иллюстратор из Боготы Juan Sebastián Rosillo. Это настоящее искусство, и эволюция мерча как такового.

Буквально пару месяцев назад я участвовал на тематической выставке плаката в Колумбии, после чего эта выставка уехала в тур по Канаде с группой Muro, и каждый их концерт сопровождался экспозицией работ артистов со всего мира. В странах СНГ пока что я о таких движениях не слышал, но уверен, что все еще впереди.

У панк-арта определенно есть огромный потенциал. Это социальное искусство, смелое самовыражение, которое может существовать отдельно от музыки, хоть и рождено было в ней. Очень важно много работать, учиться, расширять кругозор. Эта культура растет, и мы даже близко не подозреваем, куда нас приведет стремление заниматься искусством через каких-нибудь 10 лет.
Расскажи, как ты открыл для себя мир панк-рока?
С каких-то Черепашек-Нидзя всё пошло, наверное, и других SEGA'вских игр. Там панки часто фигурировали в роли злодеев. Я всегда недоумевал: чуваки из Street Of Rage идут пиздить панков, чтобы добраться до босса мафии… (смеётся) Панки – это же очень мейнстримный образ, много где мне встречался…

Лет в 12 я начал слушать КиШ; пошло-поехало. Мы с корешем начали называть себя "говнарями"; даже не знаю, откуда мы слово это взяли. Мне в панке всегда чего-то не хватало, и я не понимал, чего. Параллельно я слушал метал, Sepultura… В итоге в 9 классе переугарел по красту. Это же всё взаимосвязано: если мы представим панк-рок как дерево, то ветвей и корней у него очень много. До сих пор я слушаю много противоречивой музыки. Краст, всё-таки, каждый день слушать невозможно: это же залупа, которая заёбывает, если долго в ней роешься. А включаю пост-панк – и расслабляюсь!
Что привело всё к тому, что ты начал заниматься визуальной частью локальной сибирской (и не только) сцены? Делать афиши и т.д.
Мне стукнуло 18, я переехал в Иркутск, и там увидел настоящих панков, которые состояли в (тогда ещё) Автономном Действии. Да и кто там не состоял?

Я увидел всю эту движуху, и лично для себя сложил, что переходный период из говнаря в панка, лично для меня, стал переход от потребителя к криэйтору. И так я считаю до сих пор.
Погоди, а что насчёт тех, кто просто на гиги ходит?
Они – культурные потребители, и в этом ничего плохого нет. В конце-концов, всё и делается для потребления. Но… Тут во мне больше включается художник-концептуалист. Можно тусить на "балу", где тебе шампанское подают: то есть, ты приходишь на гиг, тусишь = кайф! Ну только заплати деньгу за все труды и все в расчёте.

Но пизже-то на "кухне" оказаться, где и происходят все установки декораций! Как можно прочухать панк, если ты не поучаствовал в этом?

И вот, мне стало в жизни не хватать "создателей" этой культуры. И я начал тянуться к ним. В определенный момент меня попросили нарисовать логотип для Pretty Horse – местной поп-панк группы. С этого почалось всё. Вторая работа была для "Гаража" – логотип в виде глотки. У меня спросили, чего я за это хочу. Поймал себя на восторженной мысли: "Нифига, да я же делаю афиши и арт!". Честно говоря, со школьного возраста это было идеей-фикс. Это же круто, это и реклама, и поп-арт немного, и дадаизм...
У тебя довольно сильное разделение арта: в рамках панк-культуры ты делаешь работы в одном стиле, где много цветов и тд, а в художественном плане отдаёшь предпочтение графике. Почему так?
Я с детства пробовал очень много разных вещей в плане рисования. Граффити нравилось, и эта эстетика тоже повлияла на меня. До сих пор всё перемешивается… Краст – это рейв, реп – это панк, а сладж – это фонк! (смеёмся)

Период с афишами пошёл в гору, и я… Да что скрывать, во всём виновата женщина! Я считаю, что они делают мужиков лучше! Всё сложилось точь-точь как в фразе моих корешей: "Этот человек не будет тебя ценить, пока ты не начнешь из себя что-то представлять". В более общем смысле: она – девочка из приличной семьи, а я – непонятный чувак с дредами. Но был момент пересечения взглядов! И в одном из таких я поймал себя на мысли: "А что, если быть художником? Делать большие работы без привязки к субкультуре? Могу ли я быть вне всего того, что меня вдохновляло раннее?". И как-то я услышал, всех вас заебу этой ссылкой, Лицом в Гудрон, и у меня случился эстетический кислотный трип. Я просто охуел от игры воображения чуваков, что они делают с форматом Raw Punk… Я подсобрал все синопсисы в голове – надо делать подобный формат! И до сих пор так – в каждой новой работе стараюсь использовать новые элементы. На рисунке не был арматуры? Влеплю-ка я её в новом арте! Вношу разнообразие в свой лор!

Так и получилось ввести две эти параллели.
Расскажи о самой графике. Как ты к такому стилю шёл и чем он формировался? И причем тут советский/европейский брутализм и бетон?
Я считаю, что на меня очень сильно повлиял Эрнст Неизвестный. Легенда гласит, что Хрущев жестко бузил на эту тему. А Эрнст подошёл к нему и спросил что-то в духе: "Может, это вам не нравится потому, что вы этого не понимаете?". И Хрущев такой: "Ух, ебать!" (смеёмся). В принципе, авангард в Совке не был особо уважаем. Да и вообще, как-то у нас повелось, что интеллигентов у нас особо нигде не любят. Наверное, отчасти по этой причине я и здесь [в УСПЕХе со своей персональной выставкой].

Бетон. Он везде, это наша вот такая… Сибирская реальность. Это нихуя не лес, не горы, не Байкал. Это бетонка! Это оно! Мне кажется, вся романтика таится не в около-приевропееных-центровых-столичных городов, а в городах поменьше. Которые появились буквально полвека назад. И они совсем другой культуры, совсем другого настроения.
И что это за персонажи бетонные-живые-неживые? Откуда это всё взято?
Я – перфекционист. И это меня сильно по жизни тормозит. И тут я решил, что похуй! Пускай будет! А как оно пришло – это я не детерминировал.

Это же логично – рисовать персонажей во взаимодействии. Не среду же рисовать… В сюре всегда много персонажей. Можно и на Юнга наехать, что все вещи персонализированы. Все вещи объясняются персонажами, богами. И работа с подсознанием, мне кажется, это работа с персами, которые где-то там в голове и обитают. Я иду-сижу-что-то-делаю, и РАЗ, всё складывается в композицию. Зарисовал – пошёл дальше. Так и складывается.
Смотри, сибирская сцена всегда держалась особняком от остальной России. Можно ли так же сказать про ваш сибирский панк-арт?
Место, мне кажется, не сильно накладывает отпечаток. Я вижу разнообразный арт в одних и тех же местах. Даже от одних и тех же чуваков! Вот Кайман – он рисует и мультяшек, и тут же какой-то гравюрный 16й век. А потом всё это миксует! Подобные коллажи – это же дадаизм! И вот оно – ты рисуешь сам, и смешиваешь стили и фактуры. Мне кажется, сравнить можно с тем, что художник одной ногой "наступает" на дизайн. И это круто! Я сам стараюсь так делать, иногда получается.

Мне очень нравится плавать в этом мета-модернистском ключе, потому что его язык только набирает обороты.
Ты относительно часто проводишь выставки. Как считаешь, следует ли развивать потенциал панк-арта дальше в этом направлении?
Я для себя решил, что я не хочу проснуться лет эдак в 40 и понять, что всё, что я сделал – это гора афиш. Да, это круто, да, это охуенно, но в этом есть что-то не самодостаточное. Как будто ты сидишь в офисе: пришёл заказ = ты его сделал. А если пацаны и девчули пробуют что-то своё…

Они могут стать художниками со своей концепцией и видением.

Я подумал, что всё это может быть полнее! Чуваки будут делать афиши, знаться с панками, а потом приезжать к ним и делать выставки своих авторских работ – мне кажется, все от этого будут в выигрыше. Назревает вопрос: "Насколько это "панк"?". И ответить на него хочется встречным: "А насколько ты сам-то панк?".
Как я понял, у тебя есть некий граффити-бэкграунд…
Граффити-бэкграунд однозначно есть, но очень короткий и уебанский. Много и упорно рисовать я начал году в 2015, примерно тогда же я подружился с одним райтером из шараги, где я учился. Мы стали тусоваться вместе и красить на стенах. Соответственно, ничего хорошего из этого не вышло. Потом, спустя несколько лет у меня стало получаться нормально держать банку в руке, но как бы уже и не хочется. Я очень люблю граффити, но это никогда не было моим основным увлечением. Периодически я ловлю прикол и начинаю тегать всякими дебильными неймами а-ля «папа», «отец», «быдло». Тупо и смешно - это в моем стиле. На момент увлечения графиками я уже давно слушал панк, метал и хардкор и мне было очень прикольно совмещать эти дела вместе. Ваще еще в школе меня пиздецово перло с обложек Iron Maiden, Megadeth, Sodom и всяких разных банд. У бати был Fear Of The Dark на виниле и это «дерево-Эдди» с обложки, оставило очень весомый отпечаток в памяти. Так что да, сначала музыка, потом рисовашки.
Как одно увлечение переросло в увлечение музыкой?
Я занимаюсь музыкой уже очень давно. Мелким я ходил в музыкалку по классу домры и синтезатора в разное время, оба раза неудачно. С 12 лет играю на барабанах, в 15 попал в первую группу. Рисовать я начал, в какой-то степени благодаря Славе Сухарю. Этот человек является самым серьезным примером совмещения таланта бешеного музыканта и прекрасного художника одновременно. Типа я посмотрел на него, думаю: «вот это охуенно, совмещать арт и музыку, так и нужно, надо делать также».

в 18 лет мы с моим другом Саней сколотили группу Bad Voice и это стало огромным шагом в мир хардкора, панка и всего вытекающего. Я делал первые логотипы для Bad Voice, обложки альбомов, мерч. Походу это стало отправной точкой в пучину непосредственно панк-арта.
Опять же, как я понял, панк-артом, афишами и тд, ты начал заниматься недавно. Что сподвигло на это дело?
Первую афишу я нарисовал для одного из концертов, который проводился вместо сорванного «Ледокол Феста». Просто так взял и нарисовал. Захотелось как-то выразить благодарность всем оргам феста, которые решились провести его несмотря на огромный ком говна и трудностей. Раньше я все это делал под ником Быдло, в какой-то момент это даже стало моей кличкой (хз почему). Имя стали узнавать и просить отрисовать всякие ништяки. Плюсом к этому я активно вел паблик в вк и часто выкладывал новые картинки, тем самым постоянно напоминая о себе зрителю. Сейчас я сделал упор на инстаграм и выкладываю всякую хуйню в основном туда.
Припомнишь какие-нибудь старые арты, обложки, афиши и тд, которые повлияли на тебя твое творчество?
Да, однозначно. Все детство я смотрел мультики по 2х2 и смотрю до сих пор, наверное самый весомый вклад произвели Симпсоны, особенно Футурама, Гриффины и т.д.. Обложки альбомов Iron maiden, Megadeth, разворот буклета альбома Aerosmith - Nine Lives (обязательно зацените!). Советская плакатная графика, картины соцреализма. Граффити и иллюстрации Славы Сухаря и огромное количество музыкальных клипов, фильмов из 80х-00х. Все это я очень люблю и считаю, что это дало влияние на мой стиль!
Расскажи о своем стайле текущем. У тебя, по сути, вообще классическое граффити же: куски, кереки и т.д. Как ты это связываешь с хардкор/метал сценой?
Граффити, мультики и хардкор с металом - это пиздец. Лучше в мире ничего еще не придумали. Поэтому невольно так и получается, что я делаю то, что мне нравится. Вот и весь прикол.
Вот, продолжая эту мысль, как считаешь - нуждается ли панк-арт каких-то жанровых и стилевых границах?
Гораздо круче, если мы все (художники и музыканты) будем постоянно развиваться и делать что-то новое! Стилистическое разнообразие — это же так охуенно!

Естественно, в каждой сфере есть свои каноны и принципы, но они ведь и существуют для того, чтобы их немножко подвинуть, не так ли? Заебись, что практически у всех есть свой стайл. Когда ты видишь картинки Саши Рисунки или Кирилла Лесного - ты сразу понимаешь, кто это сделал и это пиздато. Огромный респект!
Как тебя втянуло во весь этот панк?
Первое моё столкновение с миром панк музыки произошло лет так в 12 примерно. Было не очень познавательно, но мне понравилось… Ха-ха. Конкретного воспоминания в духе "как я впервые услышал панк-рок" как такового нет. Довольно банальная тема: знакомство в школе с более продвинутыми ребятами, которые задали нужный вектор развития в той музыкальной неразберихе которая творилась у меня в голове.
Обращал ли внимание раньше на визуальную сторону панк-музыки? Были ли арты, обложки, афиши и тд, которые впечатлили тебя и определили дальнейшее творчество?
На визуальную сторону панк-музыки я обращал внимание всегда. Считаю, что визуальная составляющая и музыкальная тесно связаны и взаимодополняют друг друга – одно без другого не работает и попросту существовать не может. Панк-музыка не исключение.

Когда знакомишься с какой-либо группой или релизом группы, первое на что обращаешь внимание это естественно визуальная составляющая – обложка релиза или логотип группы, а уже после включаешь запись. Логотип, обложка и.т.д., это «лицо» группы, сама музыкальная составляющая это уже нечто вроде внутреннего мира группы или конкретного исполнителя.

Очень здорово что сейчас не надо покупать запись на носителе чтобы её послушать сугубо из-за крутой обложки и разочароваться в музыкальном плане.

Что касаемо работ, которые впечатлили и вдохновляют меня на создание своих собственных, это, конечно, поголовно хардкор-панк обложки и афиши 80-х годов. По большей части американская сцена.

А также индивидуальный узнаваемый стиль рисовальщиков тех времён. Считаю, что это мощнейший концентрат бунтарства, стиля, цинизма и обособленности, который мог появиться только в то время и сложиться под влиянием внешних факторов, определивших как музыкальную сцену, так непосредственно и её визуальную составляющую.
Как ты пришёл к тому, что начал делать арты для локальной сцены?
К творчеству, а именно созданию своих каких-то своих тем, всегда подталкивало, во-первых, тяга к изобразительному искусству. Во-вторых, хорошая зависть без негатива, разумеется, к тем людям, которые умеют рисовать именно от руки, а не с помощью цифровых технологий.

В-третьих, быть причастным к локальной сцене не только со стороны музыкальной составляющей, но и хотелось внести свой вклад с визуально-оформительской стороны.
Расскажи о процессе создания иллюстраций: какие элементы важны тебе в дизайне, что хочется передать работами и какие штуки могут тебя вдохновить и впечатлить на создание чего-то нового.
Что касаемо создания иллюстраций тут всё очень индивидуально. Обычно не приходится вытягивать из себя клещами какую-то идею или сидеть и корпеть над задумкой. Случается такое, что на одну работу подбираешь уже из нескольких задумок, заготовок, которые были в планах на реализацию. Ступор случается, но очень редко. Если такое происходит, то ищу основной элемент (идею) и начинаю развивать.

Для меня важно косвенно передать тематику, задумку, (возможно скрытый смысл) слегка намекнуть, если конечно в этом есть резон и, так сказать, закладываемый смысл. Не отрицаю, сделать арт без какого-либо подтекста также имеет для меня смысл.

Вдохновляет на развитие и подталкивает на создание собственных работ колоссальное количество вещей. Это достаточно сложный вопрос для меня. Впечатляет многое тем более в нынешнем потоке информации – но из многого лишь малое количество достойно переосмысления и пропуска через призму своего восприятия. Стараюсь «подпитываться» архитектурой, живописью, фотографиями, музыкой. В общем спектр многогранен – начиная от супрематистов и плакатов к фильмам и заканчивая банальными вещами повседневного уклада жизни.
Как считаешь, что пресловутый панк-арт может дать локальной сцене? И, если чуть перефразировать мысль, почему сцене нужен хороший арт?
Конечно локальной (и не только) сцене нужен хороший арт. Если банально выражаться хороший арт нужен ради привлечения внимания. Так было всегда. Будь-то глобальная проблема или выход нового релиза. Как излагал выше, панк арт всегда был очень колоритным, таким и является до сих пор. С приходом новых свежих умов и рук становится всё более сумасшедшим. Визуальной составляющей панк-музыки в целом нужно как всегда что-то максимально оригинальное и неординарное, адаптированное под современные реалии и проблемы, но не лишённое абстрактного и неожиданного подхода. На мой взгляд панк арт не может быть плохим и пресловутым, и таким не являлся никогда.
Припомнишь какое-нибудь воспоминание в духе "как я впервые услышал панк-рок"?
Моё знакомство именно с панк музыкой началось с Сида Вишеза, а точнее с музыкального журнала Rolling Stone, который выписывал мой отец. Я часто их читал, там и обнаружил первую статью о Британском панке. Быстро увлёкся этой темой, вырезал колонки текста и фотографии, бессознательно пытался копировать стиль Сида - корчил рожу и носил замок на шее какое-то время. Но я не слышал, как звучит панк на тот момент! То есть я представлял звучание по-всякому, когда видел фотки чуваков с гитарами на сцене. Через какое-то время отец подарил мне мп3 диск Sex Pistols и да, это именно то, что нужно. Было мне лет 13.
Обращал ли внимание раньше на визуальную сторону панк-музыки? Были ли арты, обложки, афиши и тд, которые впечатлили тебя и определили дальнейшее творчество?
Да обращал, но не больше чем все остальные, пока сам не начал рисовать. Мне не нравится, когда рисуют на компьютере в программах там всяких, или вообще просто берут и пишут названия групп наборным шрифтом на фоне картинки из гугла. Как можно меньше использовать технологий! Я охрененел и до сих пор охреневаю с рисунков Кевина Кроули и Шона Таггарта.
Как всё привело к тому, что ты начал рисовать арт для групп и сцены?
Просто захотелось попробовать... Вдохновлялся уже преуспевшими в этом деле. Первые рисунки были сделаны в 2015г. для групп Combat Shock и Rat's Eyes. Я просто написал парням напрямую и скинул уже что-то из готовых рисунков, они оценили, напечатали, так и пошло.
У тебя бешеное стайло, такого я почти нигде не видел, а если и видел, то никакие сравнения или напоминания в голову не приходят. Какие штуки, художники, события и т.д. повлияли на формирование твоего стиля?
Не важно вообще как и что ты рисуешь! Кайфануть можно от чего угодно. Вот люди которые говорят "я не умею рисовать".. это хуйня чуваки, вообще без разницы, все умеют! Другое дело если ты не можешь рисовать так же как всемирно известные общепризнанные художники, но это следующий разговор. Не стоит сравнивать себя с другими. Также важны задачи, которые ты перед собой ставишь, то есть вот у меня нет цели рисовать штудии и станковую живопись.

Не считаю, что у меня есть свой стиль, всего лишь его ищу, корябаю на бумажке. И художником себя тоже не считаю, это очень громкое слово лишь для великих и достойных, в первую очередь для тех кто нашёл себя, художник - это творец, а не тот, кто может ровно нарисовать круг или реалистичный портрет твоей подруги на день рождения. Я никто, чтобы даже сравнивать себя с Ними.
Почему точки, а не линии?
Я разное вообще пробую рисовать, не многим делюсь в соц. сетях. Есть и точки, есть и линии и штриховки! Очень нравится простым карандашом делать, цветными тоже, фломастерами иногда. По детству всегда ручки были гелиевые и карандаши, собственно ничего не поменялось особо.
И почему так много безумных смесей из монстров, человеческой биологии, фантастики и всяких других вещей?
Этот вопрос я бы хотел оставить открытым.
Ты даже для GAG арт делал. Расскажешь, как так получилось?
Да, Joey, гитарист из GAG, подогнал мне пару футболок из своего дистро через одного человека кто был в штатах в то время. Спасибо моему приятелю; ну а я давно хотел им что-нибудь порисовать, вот и повод нашёлся!
Я у тебя вычитал пост о том, что ты прекращаешь рисовать всё и всем даже за бабки, чтобы творчество не превращалось в рутину. Можешь чуть эту мысль развернуть?

На каком этапе творчество остаётся творчеством, даже если оно приносит деньги? И после какого оно превращается в рутину и теряет свой смысл? Особенно, если мы говорим о "панк-арте".
Два года назад примерно было много заказов зимой, почти одновременно нужно было делать 4 или 5 рисунков и моя фантазия иссякала, тогда я скопировал часть рисунка художника Алана Коуви (Meatdog) из реклесс агрешон. Он написал мне, что это полная хуйня, так не делается. И он был, естественно, прав. Я сплагиатил и понимаю это. Но все прошло мирно и Сэб (the fog, mind trap, short fuse) сделал даже футболки для The Fog, используя мой рисунок и лого митдога. Это был момент, когда рисование превратилось в рутину, а рутина в то, что я спиздил рисунок.

Про "приносит деньги" я не знаю, никогда не рисовал за деньги. Было 2-3 исключения когда челики с США просто сказали что хотят отблагодарить парой долларов и всё. Не гонитесь за чем-то или за кем-то, старайтесь делать своё. Если чувствуете, что начинается комерция или что вы не вы - слетайте с этой темы, это того не стоит, пересмотрите то что вы делаете, ищите себя, но не бросайте!

Спасибо.
Что у тебя началось сначала: увлечение панк-музыкой или рисование?
Рисовать начал ещё раньше, чем началась моя сознательная жизнь в семейном финансовом овраге ельциновских реформ. Мои родители принадлежали к той социальной группе, которую принято называть творческой интеллигенцией. И если отец в последствии пошел по дорожке индивидуального предпринимательства, то мама, будучи художником из авангардного объединения Флогистон, часто брала меня на тусовки своих друзей художников, где я впитывал всю богемную атмосферу конца 90-х. По этой же причине, когда я изрисовал дома все обои фломастером, все посмотрели на меня скорее умилённо, чем злобно, а на рисунок, где динозавр пережевывает человеческие конечности, только весело посмеялись. В сущности, с тех времен ничего кардинально не поменялось: я всё так же рисую на стенах каляки, разве что расчлененки в рисунках стало меньше. В детстве красный фломастер всегда заканчивался первым.

Увлечение панк-культурой у меня началось в 2012 году, тогда я по чистой случайности попал на благотворительный гиг "Долгая и счастливая жизнь" со сбором средств для Евы, одной маленькой девочке, которой требовалось серьёзное лечение. К несчастью, она так и не выжила. Тогда ещё не существовало Юности Севера, такой какой мы её знаем, но уже было сплоченное комьюнити YKT RAGE – PUNK HARDCORE YAKUTSK. Тогда я услышал впервые группы, которые были за гранью добра и зла: Карамельный узник, Уэннэх Эт и Wormed Apple. Я уже был в шоке только от того, что кто-то из молодежи занимается творчеством, а не сидит дома целыми днями в IRC-сети как это делали все в то время.
И как одно перетекало в другое?
Думаю, арт сотрудничество намечалось в первую очередь из-за того, что в якутской панк-тусовке вообще не так много художников. Из тех, кто первым приходит на ум я могу назвать разве что Xomeless, Анатолия Чиряева, Шмыгу и Машу Нитро. Но в данное время никто из них уже не занимается оформлением и дизайном кроме Анатолия. Вторая причина почему вообще ко мне стали обращаться с заказами, это из-за того, что я всегда рисовал какой-то macabre, упырей, зомбарей и мозги, и такие инфернальные сюжеты неплохо коррелировали с панк эстетикой. Не то чтобы я проникался только красотой летального, но наше детство проходило на фетишизации насилия по TV и видеигре Manhunt, в которой мы с братом с радостью выбивали дерьмо из трейлерных виггеров с утра до ночи.
Я увидел у тебя несколько линогравюрных работ. Чем тебе нравятся линогравюры? Оказывала ли на тебя влияние якутская графика середины прошлого века?
В линогравюре мне больше всего нравится сам процесс и то, что можно ментально прикоснуться к творчеству художников прошлого. Но с линогравюрами у меня опыт всё-таки скорее травмирующий. В ней я лучше сделаю передачу моему хорошему другу и художнику Диме Шаньге (Raison Detre Art) у него действительно получается здорово.

Якутское искусство я оценил по достоинству только уже будучи в Петербурге, когда оно перестало быть для меня данностью и я вышел вне контекста всего этого котла, только так я начал понимать насколько это самобытное искусство. Мунхалов, Курилов, Карамзин, Вотяков, Старостин — это те художники, которые очень меня вдохновляют и на которых я смотрю с восхищением. Сейчас якутская графика влияет на меня сильнее чем когда-либо. Иногда я вспоминаю слова Туйаары Шапошниковой: "В конце концов ты обращаешься к истокам и пытаешься на его основе выработать свой визуальный язык". Сейчас мы совместными усилиями с Анатолием Чиряевым оживляем фотоальбом под названием "Якутские картины", где знакомим молодёжь с изобразительным искусством Якутии. С недавнего времени совместно с АртЛаб изучаем и сканируем архивные исторические материалы из Дома Художника, преимущественно 70-90-х годов. Работаем над небольшим трудом по истории авангардного якутского искусства с моей хорошей подругой и культурологом. (Джулиана привет!) Правда сейчас дело идет неспешно, так как она в данное время занимается научной диссертацией на тему "партисипаторные практики постдокументальной фотографии" для Лапландского университета, а я занимаюсь своими долгосрочными творческими проектами и параллельно учусь в Петербурге.
Как всё пришло к тому, что ты начал заниматься артом для панк-сцены? Можешь припомнить первые работы для муз. групп и гигов?
Наверное, так же, как и у остальных. Через сарафанное радио и локальных инфлюенсеров. Я начал подрабатывать рисованием афиш в 2010 для Театра Юного Зрителя, так как учился на художника театрального декорирования и имел кое-какие связи в этой сфере. Об этом знали друзья и знакомые, которые в последствии ко мне и обращались. Первая афиша для гига была в 2014, тогда проводился треш-метал концерт Infected Forest. Были ещё афиши для тусовок Струны февраля, Halloween Hearts, Weekender, Night for music and books. Переломной точкой я считаю тот момент, когда Анатолий Чиряев каким-то образом наткнулся на страницу нашего небольшого творческого объединения с работами и перешел по моей личной странице на bandcamp, где в вишлисте были все релизы якутского панка. Он, поняв, что мне всё это интересно, связался насчет обложки для панк-группы Crispy Newspaper. После этого началось плотное сотрудничество с Юностью Севера и продолжается до сих пор.
У тебя очень сильный разброс по стилю: от лино-работ, татух хендпоуком и агли-граффити, до сложных иллюстраций с персонажами. Расскажи, в чем черпаешь вдохновение и почему стараешься развиваться в самых разных направлениях?
Не то чтобы я вел органайзер дел, это зачастую зависит от обстоятельств. Какие-то вещи просто происходят сами собой, как граффити, например. Это неплохой способ провести уикенд в компании близких друзей после сотен часов, проведенных за анимацией. Иногда кто-то просит набить тату и это всегда для меня неожиданность. Вдохновляюсь очень разными художниками, от Джорджа Балдессина, Геннадия Калиновского и Альбрехта Дюрера, до SAEIO, Зака Хилла и своих подписок в инстаграме.
Расскажи кстати о своих персонажах и работах, которые у тебя в глубине инстаграма выложены. Как ты их создавал? И что это вообще такое?
Это был тот период, когда я испытывал сильнейшее влияние японских мангак Дзюндзи Ито и Инио Асано и мне хотелось нарисовать что-то в подобном стиле. Мне очень нравится перверсивная фантазия Дзюндзи Ито, банальными его работы точно не назовешь, и он работает с действительно пугающими тропами. Инио Асано нарисовал действительно тяжелую и глубокую мангу о взрослении Oyasumi Pun Pun, которая меня очень впечатлила. Кстати, моя сестра недавно ездила в тур со своим harsh-noise проектом по Японии и купила для меня несколько томов этой манги в Токио. Жду не дождусь, когда наконец-то смогу подержать её в руках!
Как считаешь, может ли "панк-арт" существовать вне панка и этой музыки вообще? И останется ли, в таком случае, он "панк-артом"?
Смотря с какой точки на это смотреть, скорей всего это просто жанровые загоны. Если художник за основу композиций берёт семиотический набор панк атрибутики, с отсылками к любимым музыкальным коллективам, то такая работа несомненно будет интертекстуальной, и без бекграунда она потеряет большую часть своего обаяния. Если же рассматривать панк-арт как

протестное искусство, арт-активизм или творчество художника из панк-тусовки, то это скорее самостоятельный продукт. Если раньше панк был практически идентификационным, то сейчас его границы визуальной эстетики существенно размываются, и художники, которые сотрудничают с этим движением становятся всё разнообразней. Я думаю, это хорошо, чтобы остаться самобытным и индивидуальным художником в эпоху самоперекрывающих повторений и рецитаций не нужно загонять себя в рамки, ведь в первую очередь панк - это свобода.
Что началось у тебя раньше - тяга к рисованию или тяга к панк-року?
Любовь к рисованию появилась у меня гораздо раньше, чем я познакомился с панком. С самого детства я ходил в художественные кружки и занятия. Учась в гимназии с художественным уклоном, в классе 10, мне удалось побывать на моем первом гиге (это был Distemper). Тогда меня панк и увлёк.
И как одно перетекало в другое?
В это же время я познакомился с парой ребят, которые мне рассказали о панк-роке. Начал гонять на гиги. Позже, когда ребята узнали, что я рисую, предложили оформить мне обложку для альбома (мой первый панк-арт). Мы похожи, музыканты и художники, только выражаем свои мысли разными способами.
У тебя очень необычное стайло, вот эти вот линогравюры. Откуда у тебя интерес к гравюре как таковой? И как ты пришёл к стилю, в котором рисуешь сейчас?
Еще в гимназии у меня лучше получалась графика, чем живопись. Работа с пятном, линией мне давалась легче. И мне нравилось, как при их помощи можно создать картинку, работая только черным и белым. Гравюра меня привлекает тем, что минимальными средствами можно выразить свою идею. В 9 классе я пробовал сделать линогравюру, но мне не удалось, и я отложил попытку. Позже я переехал в Петербург, поступил в универ и там начал познавать это мастерство. Стиль вообще сложная штука. Можно придумать одного персонажа и рисовать его, но это не будет стилем. Это конструкт гораздо сложнее - начиная от средств выразительности (чем и как?) и заканчивая идеей (что и для чего?). Хотя ты можешь не знать в каком стиле рисуешь и специально не придумывать его, но в какой-нибудь момент, какой-нибудь критик пренебрежительно обзовёт тебя импрессионистом.
Что тебя вдохновляет сейчас?
Сейчас меня вдохновляют люди вокруг меня, то, что они делают, то, на сколько они вкладываются. Когда я смотрю на этот результат, мне хочется делать самому новые штуки. Есть современные художники, которые меня вдохновляют своим мастерством и продуктивностью.
Почему ты решил перенести линогравюрный потенциал в арт для локальной сцены? И есть ли какие-то принципиальные отличия от процесса создания "просто" гравюры от панк-арта?
Смотря, что для тебя панк-арт? Тут вопрос в пересечении тематики и идеи. Иногда они совпадают, иногда нет. Бывает, что я делаю станковую графику или коллажи для афиш. Так же я вырезал линогравюры для локальных концертов, и мы развешивали оригиналы постеров в проходимых местах (их не нужно было отдельно печать в типографии). И хотя линогравюра доступный метод печати, для панка это необычно и мало кто этим занимается.
Если говорить о создании работ для панк-сцены, то что тебе в них важно? Особенно - в создании афиш.
Панк-афиши не дают застопориться на одном месте. Постоянно приходиться придумывать что-то новое, интересное в композиции, решении. Особенно сложны шрифты. Иногда сидишь по 4 часа и подбираешь нужный для афиши, а в итоге все равно рисуешь от руки и сканишь. Когда я делаю афишу, обычно слушаю группы, которые будут играть на гиге, и стараюсь под их стиль музыки создать картинку. Чаще всего это получается. Выходит некий симбиоз. Важно, чтобы постер передавал настроение концерта.
Как считаешь, можно ли российский панк-арт выделить в отдельный ряд искусства или это по-прежнему лишь визуальное дополнение сцены?
Я считаю, да! Он уже существует, как отдельный, камерный, локальный, но все же жанр и является не дополнением сцены, а его неотъемлемой частью. Панк арт очень искренний и разнообразный. Иногда смотришь на наивные панк картинки и думаешь, что это настолько трогательно, красиво и мощно, что они не уступают работам с выставки союза художников, а иногда бывают и лучше.
BEHIND THE SCENE: RUSSIAN PUNK ART VOL.2

Starring: El Chulito, АТОМКВАС, RATZ, Raison Detre Art, ОЙУУР, HA13RY и Luminous Aluminium.

Collages: Evgeny Mizk

Grade Moscow
2 Feb, 2020