«‎...Мы что-то обсуждали: Это — на нож, то — на нож!», — с улыбкой вспоминает DISTA, задумчиво размешивая сахар в кофе ручкой от вилки. Он переводит взгляд на ZOGL'а: тот подхватывает настроение и примечает, что процесс вхождения в команду занял у него 6 лет.

ZOGL и DISTA — участники московской граффити-команды NANOŽ, которые с головой погружены в эксперименты: с формой, цветом, объемом и даже геолокацией кусков. Но еще чаще они выходят за рамки граффити; в случае ZOGL'а вся энергия, вызванная желанием творить, вылилась в ассамбляжи, навеянные бытовыми заметками и жизненным опытом.

На этой почве он провёл свою персональную выставку в Notfoundgallery, которая и стала причиной нашего диалога. Как перевести напряжение в медитацию, почему граффити — важная часть жизни и причем тут QIP 2005 — отвечают ZOGL и DISTA.
«‎...Мы что-то обсуждали: Это — на нож, то — на нож!», — с улыбкой вспоминает DISTA, задумчиво размешивая сахар в кофе ручкой от вилки. Он переводит взгляд на ZOGL'а: тот подхватывает настроение и примечает, что процесс вхождения в команду занял у него 6 лет.

ZOGL и DISTA — участники московской граффити-команды NANOŽ, которые с головой погружены в эксперименты: с формой, цветом, объемом и даже геолокацией кусков. Но еще чаще они выходят за рамки граффити; в случае ZOGL'а вся энергия, вызванная желанием творить, вылилась в ассамбляжи, навеянные бытовыми заметками и жизненным опытом.

На этой почве он провёл свою персональную выставку в Notfoundgallery, которая и стала причиной нашего диалога. Как перевести напряжение в медитацию, почему граффити — важная часть жизни и причем тут QIP 2005 — отвечают ZOGL и DISTA.

NANOŽ
Как образовался NANOŽ?
DISTA: История, на самом деле, простая. Всё связано с алкоголизмом. На сколько я помню это был 2004-5 год — я рисовал и бухал с челом, которого звали Мир (на данный момент мы не общаемся, и он с нами не рисует). С ним мы по-моему познакомились на форуме hip-hop.ru (там была отдельная конфа про граффити). И после очередного «‎заплыва» мы сидели и переписывались в аське, все коннекты у меня в основном тогда там были… Аська, QIP…

[GRADE: QIP 2005?
DISTA: Да-да, именно так!]


Мы сидели и возмущались, что-то обсуждали с ним: «‎Это — на нож, то — на нож!». Так и задумались: А почему бы не начать писать На нож? Только не по-русски, иначе выглядело как призыв к насилию, а по-английски – N A N O Ž (Z с гачеком). Меня в то время атаковали разные радикальные мысли + максимализм, свойственный возрасту, и я многое воспринимал в максимально-экстремальном ключе. Звучит жестко, при этом со странным написанием – вот оно, идеальное имя команды. НА НОЖ я воспринимал скорее не призыв к насилию, а скорее, как мое выражение нигилизма или неприятие окружающего социума. Естественно, с возрастом все это притупилось и уже не нужно никому, но имя команды есть имя команды по сей день.

И всё — путём общих попоек к нам стали присоединяться и другие ребята, близкие мне по духу: Данила Shozy, Настя Cvihla(жена ZOGL'а), Кирилл Wacker (WACKY) и Ваня Ione.
[ZOGL, погоди, у тебя жена тоже рисует?]
DISTA: Ну, сначала к нам Настя попала в команду, а намного позже и Серёжа.

ZOGL
: Я попал через постель! (смеёмся)
У меня было долгое вхождение в команду. Начал стремиться с 2012 года, и лишь в 2018 попал в неё.

DISTA: Серёга всё время по-пьяниспрашивал: «‎Ну, чё, Лёх? Возьмешь в команду?». А я ему говорил: «‎Нет, у нас щас пьяный разговор, давай по трезвому». А по трезвому — не обсуждали (смеёмся).

ASSEMBLED IN MOSCOW
ZOGL: Со школьных лет я полюбил работать с деревом. Раньше в школах были полноценные столярные и слесарные мастерские, в которых молодые ребята знакомились с простейшими материалами и способами их обработки. Не знаю как сейчас, но раньше все проходили через табуретки, разделочные доски и волка из «‎Ну, погоди!», который исполнял подъем переворотом на «‎турнике». Исходя из этого, долго над материалом для ассамбляжей я не думал. Всё необходимое нашлось на балконе и сперва начал пробовать делать из обрезков, из отходов, вписывая всё в рамку прямоугольной формы. Позже начали влезать объекты и сюжеты,а при наличии темы легче что-то сделать. Представить кадр, обрезать его интересно и вписать в рамку. Также интересно делать абстракции, которые порой очень интересно видоизменяются в процессе изготовления и покраски. Порой какая-то деталь может сломаться в процессе распила лобзиком и тем самым станет еще интереснее.

А пришел я к ассамбляжам по сложной причине. Порвал с алкоголем — появилась энергия, её надо пристроить было, решил в творчество, попробовал и таким путём появилось нечто медитативное, что сильно помогло. Это как в граффити: можно придти и за 20 минут сделать всё с фэтов, но порой хочется же покайфовать, со «скиника» позалипать, получая удовольствие от растяжения процесса.

FILM IS NOT DEAD
ZOGL: Настя фотограф и у неё целая коллекция пленочных фотоаппаратов, практически всегда есть с собой один из них, заряженный пленкой. Опять же, Гоша STER сильно повлиял — он вообще с аппаратом не расставался, минимум пленку в неделю точно снимал. Сам проявлял в ванной и далее сканировал.

С 2016 года я сам решил погрузиться в это дело. Сначала шли так-себе кадры, действительно интересные вещи стали попадаться позже. Когда их стало много — мы с женой создали отдельную страницу в Instagram с нашими пленочными работами. На выставке я отобрал 20 из них.

На самом деле клёво, что всё это — обрезанная история. Глядя на все эти кадры, я помню всё, что им предшествовало, либо контекст ситуации, в которой я находился при съемке. Эти ощущения совсем непохожи на то, что можно сделать на цифровой аппарат, особенно если мы говорим о большом количестве снимков. Хотя… Я допускаю, что сейчас пойдёт волна, когда все начнут снимать на первые цифровые аппараты с супер-пикселями.

[DISTA: Есть же чуваки, которые снимают на старые Nokia…
GRADE: Даже у меня знакомая снимает на портативную приставку Nintendo.]


GRAFFITI – WHAT'S IT GONNA BE?
DISTA: Меня всегда это пёрло: возможность выйти на улицу и что-то сделать — прикольно. Для меня граффити — это хобби, акт самовыражения…

ZOGL: Хобби, как и у многих, и тем не менее, оно — часть нашей жизни. Потому что огромное количество друзей, товарищей, знакомых, собутыльников – они всё равно из этого мира. Как ни крути, 90% социальных коннектов — мир граффити.

DISTA: Мне нравится экспериментировать. Просто работать с формами, с какими-то своими. Каждый раз, приходя к стенке, я стараюсь больше импровизировать, нежели рисовать со скетчей. Эксперимент — самое важное, даже если он у тебя не получится — это не важно.

ZOGL: Граффити – это name, игра на площади, в пространстве. Имя есть, кусок висит – цель достигнута. А результат… Порой какие-то мелочи видны только тебе.
Порой впечатления может испортить именно сам процесс. Если он, например, был дискомфортным.

DISTA: Ха-ха, копчик продуло?
[Тут могла бы быть отдельная история про славную неделю ZOGL'а в проктологическом отделении ]

ZOGL: В целом, всю творческую деятельность я могу назвать естественным ходом жизни, которую я выбрал, Нет желания превращать всё это в коммерческую рутину и попадать в рамки ожиданий. Если говорить о работах, то я бы хотел, чтобы их оценивали так: «‎Да-да, нет-нет». Чтобы не было полумер, или чтобы человек говорил «‎заебись», а потом объяснял почему. Либо хуйня, либо заебись и точка.
НАНОЖ МОСКВА: ZOGL & DISTA

ZOGL @z2091go
DISTA — @dista_nanoz

Grade Moscow
15 Apr, 2020