ART PART VOL. 8: LOTA LOTA
Под псевдонимом Lota Lota Светлана Мамонтова создаёт керамические работы, которые потрясают воображение. Она может оформить кувшин в виде поношенной сандалии с носком, сделать вазу так, что в неё можно будет свистеть двумя разными способами, воссоздать до боли знакомый каждому кирпич или придать объём популярным эмодзи... Один раз художница и вовсе создала нечто, «расплавив» пачку Доширака. Несмотря на столь артистичный подход, изделия Lota Lota выполняют свою прямую функцию. Но кто отважится скрести грубой вилкой по её красивой тарелочке?

В нашем интервью Светлана рассказала о своих знаковых работах 2020 года, а также поделилась своим творческим подходом.
ART PART VOL. 8: LOTA LOTA
Под псевдонимом Lota Lota Светлана Мамонтова создаёт керамические работы, которые потрясают воображение. Она может оформить кувшин в виде поношенной сандалии с носком, сделать вазу так, что в неё можно будет свистеть двумя разными способами, воссоздать до боли знакомый каждому кирпич или придать объём популярным эмодзи... Один раз художница и вовсе создала нечто, «расплавив» пачку Доширака. Несмотря на столь артистичный подход, изделия Lota Lota выполняют свою прямую функцию. Но кто отважится скрести грубой вилкой по её красивой тарелочке?

В нашем интервью Светлана рассказала о своих знаковых работах 2020 года, а также поделилась своим творческим подходом.
Когда у вас началась тяга к искусству?
С детства была тяга порисовать, которую потом отбили художка и универ. Через много лет я снова решилась заняться чем-то для себя.
Припомните, почему решили заняться керамикой? Чем она вас так очаровала?
Очень понравилось тактильно, не могла оторваться от куска глины. Ну и то, что в результате получается настоящий предмет, это удивительно до сих пор.
Ваши изделия куда уместнее отнести к искусству, чем к бытовой посуде. Расскажите о своем взгляде на ремесло. И что вам важно выразить в изделиях, используя, скажем так, язык керамики?
Да, ремесленник из меня никакой. В плане технологии я профан. Но очень уважаю настоящих ремесленников-гончаров, считаю их работу таким же искусством. У меня нет какой-то одной идеи для выражения, обычно это случайные мысли или моменты из жизни, требующие рефлексии.
Расскажите о своей внутренней кухне. Есть ли у вас какие-то ритуалы или вещи, которые влияют на ваш творческий процесс?
Особых ритуалов нет. Нахожу в блокноте идею, которая больше всего радует в данный момент, и реализую ее. Стараюсь при этом поменьше думать о том, как это будет воспринято.
Мы видели у вас изделия, которые разукрасил участник команды ТОЙ. Что вам важно и интересно передать в подобного рода коллаборациях с другими художниками?
Меня очень привлекает стритарт-культура, хочется взаимодействия с ребятами, которые кажутся крутыми, но сама я не рисую. Поэтому, на тот момент, придумала проект с гаражами, отсылала их художникам в сыром виде, было интересно!
В 2020 году вы выставлялись на арт-ярмарке blazar. Расскажите о впечатлениях. Чем вам она запомнилась? Какой был фидбэк от людей?
Впечатления самые положительные: узнала о многих отличных артистах, с кем-то увиделась вживую. Очень приятно, что организация ярмарки позволила не сидеть возле работ от начала до конца. Обычно на маркетах это довольно сильно утомляет. В целом было красиво и интересно, услышала много тёплых слов в свой адрес.
Чем бы хотелось больше заниматься в этом году? С чем бы хотелось поэкспериментировать?
Хотелось бы начать мешать материалы, стать смелее и отогнать в конце концов своё уныние.
«Милосердие»
Как-то на ютубе наткнулась на видео про Португалию. В нём мельком были показаны очень красивые сине-белые изразцы, которые сразу запали мне в душу. Через какое-то время я выяснила, что они называются «азулежу», и являются традиционными для Португалии. Беспокойный ум не позволил мне сделать просто плоское панно, и из него «вылезла» вот такая форма. А милосердие — это добродетель, которая даётся мне особенно тяжело, поэтому всегда актуальны напоминания о ней.
«Рамки для бабушек»
Тема ностальгии, страха утраты, тоски оттого, что все проходит, преследует меня с раннего детства. Иногда подобные чувства настигают и появляется необходимость что-то с этим сделать. Это рамки с фото моих бабушек, ещё совсем молодых. Одно фото — в обрамлении узора с советского ситца, другое — в произвольной форме с раскраской по мотивам старого сервиза, из которого в гостях у бабушки все ещё можно выпить чаю. Эти две работы сделаны с большим надрывом и тоской, хотя зрителям обычно кажутся забавными.
Ваза «aquafresh»
Разноцветная паста показалась мне сама по себе очень интересным материалом, но этот материал не слишком долговечен, к сожалению. Используя кувшин как холст, я изобразила такой пастой первое, что пришло в голову.
«Ваза с клоунами»
Сидя на строгом карантине в марте 2020, сделала эту вазу с клоунами. Делала поэтапно: сначала придумала форму, а потом-как ее расписать. В мире в тот момент чувствовалось усиление панических настроений и фатализм, появилось много крайностей в умах, безумных рассылок в Whats App. Этот клоун стал двойным символом — желания немного снизить градус напряжения в головах и иронии над паникой.
«Кувшин с мусором из-под скамейки»
Это был очередной маленький протест против стерильного комнатного керамического искусства. Сублимация духа противоречия и протеста, которые часто мешают мне спокойно жить. К тому же эта идея сама по себе показалась мне смешной.
Кувшин «Барнаул»
Он сделан во время очередного приступа тоски по родине, связь с которой никуда не делась за время, проведённое в Москве. На въезде в Барнаул, через Обь, на склоне располагаются вот такие семиметровые буквы. Местные этим очень гордятся, и мне это кажется трогательным.
«Эго»
Хрупкое, большое, не слишком красивое эго с позолотой — небольшой самоиронический момент, который, как потом выяснилось, близок многим.
«Время для прикола»
Эти часики в виде задумки долго лежали в блокноте. Потом на ярмарке samfair в Питере, ко мне подошла девушка и рассказала о том, что она профессиональный скульптор и преподаватель скульптуры. Но её академическое образование и знакомые из этой сферы создают психологические рамки, за которые она не может выйти в своём творчестве. Боится осуждения в своей «серьёзной» среде. Ещё она сказала, что у неё есть только 500 рублей и она будет рада любой моей поделке за эти деньги. Я поняла, что часики предназначены для неё.
ART PART VOL. 8: LOTA LOTA

Instagram: @lotalota_

Grade Moscow
28 Jan, 2020