ART PART VOL. 15: ФЁДР ПЕРЬЕВ
Такого вы еще не видели: «оммажное» скрещивание персонажей из 8-битных игр с миром панк-рока в патчах, вышитых крестиком. Этим занимается Саша из Нижнего Новгорода, более известный как Фёдр Перьев. И делает он это «‎для души» без стремления к популяризации и коммерциализации своего дела. Хотя получаются абсолютно уникальные для этого мира вещи.

Это интервью вызвался сделать Ваня из группы Поспишь Потом, который почти десять лет наблюдает за развитием творчества Саши. Поэтому материал получился по-настоящему «‎камерным» и душевным: помимо детального обсуждения нашивок парни пообщались о панк-философии, пролетарских нижегородских районах, ипотеке и отсутствии путешествий в жизни.
ART PART VOL. 15: ФЁДР ПЕРЬЕВ
Такого вы еще не видели: «оммажное» скрещивание персонажей из 8-битных игр с миром панк-рока в патчах, вышитых крестиком. Этим занимается Саша из Нижнего Новгорода, более известный как Фёдр Перьев. И делает он это «‎для души» без стремления к популяризации и коммерциализации своего дела. Хотя получаются абсолютно уникальные для этого мира вещи.

Это интервью вызвался сделать Ваня из группы Поспишь Потом, который почти десять лет наблюдает за развитием творчества Саши. Поэтому материал получился по-настоящему «‎камерным» и душевным: помимо детального обсуждения нашивок парни пообщались о панк-философии, пролетарских нижегородских районах, ипотеке и отсутствии путешествий в жизни.
Припомнишь, как у тебя появилась 8битная приставка? И какие игры впечатляли больше всего?
Когда мне было 6 лет, каким-то образом дома появился ZX Spectrum с ворохом кассет. Единственная игра, которую я смог запустить тогда, была лагавшим клоном Arkanoid'a, и всё это сломалось к чертям сразу почти. Через пару месяцев у друга появилась Денди со стандартным кариком. Тут я увидел Battle City и минут 5 вообще не понимал, что с экраном. Потом врубился и жизнь моя уверенно пошла под откос. Когда появились сеги я окончательно сошёл с ума и пропал в воображаемых мирах. Сегу люблю в разы больше, потому что даже второсортные и малоизвестные тайтлы оказывались крутыми: Landstalker, Shadowrun, Skitchin, Dynamite Headdy, вот это всё.
Когда началось твое увлечение вышивкой и что послужило толчком к этому занятию, есть какая-нибудь история? Может быть, были вдохновители?
Судя по фоткам в ВК, с 2011 года. Никакой захватывающей истории к сожалению, нет. Просто увидел картинки вышитых спрайтов в Google и нашёл тогда ещё активно живший форум Spritestitch. На следующий же день тупо купил в швейном магазине канву и мулине за 50р. и замутил первый патч с Mario.

Есть история про то, как появился интерес к символике на одежде. На работе у меня был друг, которому очень зашёл фильм Троя. Он стал читать Иллиаду и жаловался, что его жутко бесят описания всяких доспехов. Я вообще не понимал о чём он, потому что со школы всё забыл. Но как раз брался за Улисса Джойса и решил перечитать Иллиаду и Одиссею. Там на самом деле описания деталей, рисунков на шмоте занимает просто кучу страниц. И как-то повелось, что с тех пор во всех книгах я стал брать на карандаш места, посвящённые описанию одежды. Для меня панк патчи и значки – это современная форма чего-то, что имело место быть в другие эпохи. «‎Вижу в одежде твоей я невидимый знак», как пел классик — это равно применимо и к средневековым рыцарям, и к протестантам-торговцам, и куче самых разных тусовок.
Разумеется, что не сходу все начало получаться так, как это выглядит сейчас. Все пошло с каких-то ручных небольших вышивок на трусах, носках, носовых платках… Еще и не появилась в твоих работах тема «‎скрещивания» героев игр с панк-роком. Короче, расскажи об этих и всех последующих этапах твоего творческого и технического развития.
Ну, какое-то время — это просто спрайты из игр были, панк как-то постепенно прилепился. По этапам я бы на ручную вышивку и машинную скорее поделил.
Ручная вышивка vs машинная?
Главный плюс машинной вышивки — скорость. В какой-то момент я просто бросил, потому что на вышивку вручную прорва свободного времени нужна. Минусы — вышивалки требуют определённых вложений (сама машинка, стабилизаторы, нитки), вышивка получается более плотной, без хорошей стабилизации ткань стягивается и крестики сползают в сторону. В дизайнах для машинной вышивки нужно максимально отказываться от одиночных крестиков, поэтому спрайты приходится немного перерисовывать, области с дизерингом делать попроще для машинки. Поле вышивки ограничено, поэтому большие дизайны приходится резать на части, перезапяливать ткань и стыковать — тот ещё геморрой.

Много нюансов на самом деле. Нужно понимать, что хочешь и что можешь получить. Например, в Москве есть глубокоуважаемая мной оголтелая девушка Александра Red, которая знает толк в извращениях и вышивает вручную спрайты из DOS игр, каких-то квестов, о которых я слыхом ни слыхал. Так вот, спрайты там в разы больше, поэтому она использует очень мелкую канву, очень маленькие крестики получаются, прям ювелирная работа. На машинке не получится такое повторить, у меня крестик меньше 1.4мм выглядит убого уже.
У этого т.н. «‎оммажного скрещивания» компьютерных игр с панк-тематикой существует вообще какое-нибудь официальное определение?
Ээ. Нет, наверное. Я не видел чтобы кто-то ещё что-то похожее делал.

Возвращаясь к тому, кто мог быть вдохновителем. Очень нравится крутой чувак Theo Humphries, свои работы он обзывает crapestry (crap-хрень, tapestry-полотно). Он берёт стандартные картины с вышивкой с какими-нибудь пасторальными видами и милыми котиками и дорисовывает к ним всякие брутальные штуки. Церкви начинают гореть, животные умирают, лужи крови и прочее.
Как приходят на ум эти самые связки между панком и видеоиграми? во время прослушивания музла или в процессе игры?
По-разному. Обычно отталкиваюсь от обложки, но не всегда. Например, нашивка с лого Lillingtons, где на их лого глаз заменён на слайм из Dragon Quest — потому что Коди, вокалист Lillingtons, Teenage Bottlerocket и Sack неровно дышит к этой серии игр, у него есть татуха со слаймом. Данки Конг на патче Gorrilla Biscuits это отсылка не к обложке, а к строчке песни Stand Still: «‎Instead of thinking we play Donkey Kong. There's something wrong with that». Типо вот, вместо того, чтоб заниматься настоящими важными делами мы тратим время на Данки Конга. Прикол в том, что GB успели сто раз распасться, а у них на районе до сих пор существуют аркадные залы с Данки Конгом. На патче Horsetheband персонажи из игр, которые упоминаются в песнях. Нашивки Truckdrivers и Raien — отсылки к конкретным песням. Комары из Balloon Fight в патче Маршака — тупейшая отсылка к строчке из Тараканища Чуковского, читать учился по потрёпанному сборнику стихов Маршака, Чуковского и Барто, поэтому у меня в голове остался единый лор из рассеянного с улицы Бассейной, медведей на велосипеде и качающихся бычков. Неуместно, я понимаю, но не мог выкинуть из головы, пока не отшил.
А что, на самом деле, общего у мира видеоигр и мира панк-рока? Смог бы ты подумать и составить некий объединяющий постулат из нескольких пунктов?
По большому счёту — просто актуальные формы проведения досуга. Способы сублимации энергии. Лет через 70, наверное, всё это будет казаться очень тупым и странным.
Любимый (или несколько) саундтреков из видеоигр.
На первом навсегда — Nekketsu Kakatou Densetsu. Потом топовые саундтреки из несовских игр от Ocean — Darkman, Jurassic park, Robocop. Ну и дальше всё как у людей, контры, комикс зон, Battletoads & Double Dragon, Rock'n'Roll Racing и т.д. Ничего особо извращённого. Тотально подсадил меня на саундтреки Юра Пенделятор из WBH, мы ехали в автобусе в Москву и слушали с его плеера музло из TMNT3, а потом всю ночь вели светскую беседу о черепашках-ниндзя, не давали людям спать.
Играешь ли в современные игры?
Вообще нет. У меня и консолей нынешнего поколения нет никаких. Обе части Hotline Miami были последним, что мне действительно понравилось.
Было ли желание завести страничку на Etsy, чтобы продавать стафф?
Для меня очевиден факт того, что адекватно монетизировать такое невозможно. И нет никакого интереса в том, чтобы усилия вкладывать и делать это продуктом. Хочется просто создавать артефакты в единичном или крайне ограниченном количестве. Ради лулзов, так сказать. Я самый главный фанат того, что получается, тешу своё эго, смотрю на результат и радуюсь.

К своему стыду, когда бахнула внезапная самоизоляция, ради интереса сделал страницу на Etsy, пару дней поковырялся, там куча подводных камней типо налога VAT. Забил на это дело.
Есть ли у тебя какие-то, хотя бы краткосрочные, планы на Федра Перьева и твоё нашивочное дело (т.к. вещи делаешь действительно уникальные для мира). Видишь ли ты у этого какое-то развитие и будущее?
Планов никаких нет совсем. Вымучивать что-то не хочется. Если 10 человек в интернетах хохотнут и поставят класс — вообще супер. Нравится мысль в «‎Беглецах и бродягах» Паланика, кажется, о том, что у каждого должна быть странность какая-то. Мне как будто нужно дичь свою куда-то деть, и вот такой мой способ.
Точно не знаю, но догадываюсь, что больше всего в жизни тебя интересуют три вещи: игры, панк и книжки маститых писателей-философов. Но работ по этой теме я у тебя обнаружил всего одну: с цитатой Эмерсона на заставке Mortal Kombat. Да и понял я это только благодаря твоей аннотации к работе. Есть-ли еще подобные примеры или все-таки микширование тем игр и панка с философией — дело бессмысленное, в виду сложности в передаче послания изображением и совершенной неочевидности зашифрованной цитаты для рядового зрителя?
Был ещё пиксельный Сартр из пластикового бисера, насмерть приклеенный на холодную сварку к остановке, но его кто-то всё ж отодрал. С куском остановки.

Смешивание панка, видеоигр и философии и так полным ходом идёт. Пошарь на полке книгу О'Хары, например. Половина текстов панк-групп пытаются научить тебя жить. Философия видеоигр уже микро-дисциплиной стала, есть свои авторы, на русском лекции Ветушинского можно послушать, выходил номер Логоса, посвящённый Game Studies.

Насколько всё это скопом хочется запихнуть в нашивку — фиг знает. Отталкиваться от рядового зрителя — это сразу какой-то неправильный подход, но определённый уровень считываемости хочется оставлять. Например, вышла на русском «‎Чужая феноменология» Богоста, там есть пара страниц о игре Scribblenauts, где главный герой пользуется волшебным блокнотом, чтобы создавать вещи. Можно подрисовать пиксельную голову Богоста главному герою Scribblenauts и замешать спрайты с обложкой Bane — the Note. Кто вообще поймёт?
Твой личный топ-5 трудов по философии.
Стоит, наверное, сделать оговорку о том, что я учился на заочном философском факультете, нахватался чего-то поверхностно и фрагментарно, мнение моё не компетентно ни разу. Повезло, что среди преподов был крутейший Евгений Кучинов, он был как с обложки Integrity с горящей головой, только без пиджака, очень воодушевляющий тип.

Если можно, я лучше посоветую 5 простых книг по околофилософии для панков:

Г.Торо — Уолден или жизнь в лесу. Все котируют Генри Торо, начиная от вокалиста Eagles до Доброслава. Мой герой, пример чудилы, которым хочется быть. Всем без исключения навязчиво советую. Несколько лет назад вышла инди-игра Walden. Fallout 4 начинается как раз рядом с родным городом Торо Конкордом, локация с прудом тоже присутствует. Есть забавный сайт, где автор ищет аналогии между Торо и текстами Яна Маккея . xroads.virginia.edu. Ну и цитата про патчи «‎No man ever stood the lower in my estimation for having a patch in his clothes» Заплатки имеются ввиду, но всё ж. Как начну про него болтать, так и не заткнуть меня.

П.Сингер — Освобождение животных. Любителям Earth crisis, Raid, Gather и подобного. Книга, которая ввела проблему прав животных в область современной философии, но была законно обосрана всеми с ног до головы за топорность аргументации.

П.Кропоткин — Хлеб и воля. После прочтения желания лезть в анархо-теории не осталось никакого, закинул Автономы на дальние полки и стал слушать хоррор-панк.

М.Фуко — Надзирать и наказывать. Не лишняя информация для жителей страны, где от тюрьмы принято не зарекатся.

Д.Хиз, Э.Поттер — Бунт на продажу — простой нонфикшн о том, как контркультурные вещи перемалываются в массовые продукты.
В недалеком прошлом ты был деятельным участником DIY-панк-сцены Нижнего Новгорода, участвовал в шумовых музыкальных проектах, писал колонки и рецензии в зинах, успел повзаимодействовать практически во всех сопутствующих тому времени активистских движухах, но в какой-то момент со всем этим миром порвал. Ты даже на концерты перестал ходить, мотивировав это фразой: «‎Там все орут и чего-то хочут». При этом ты по-прежнему в курсе всех событий, происходящих на российской и, в частности, нижегородской панк-сцене, следишь за творчеством групп, за всеми перипетиями и скандалами. Значит, интерес есть, но чисто зрительский — интереса самому во всем этом говне участвовать нет абсолютно? Объясни свою позицию по этому вопросу?
Нет какой-то прям позиции. Иногда хочется сходить на какую-то группу, но я обложен бесконечными ипотеками, 12-часовыми сменами, семейными делами. И связь потеряна, как-то стрёмно идти туда, где никого не знаешь. Короче, у Filth есть песня The List о сваливших из панка. Вот я очевидно в листе этом пока, может выберусь когда-нибудь.
Ты говорил, что ты — патриот своего района. Ты даже когда от мамы переезжал, перебрался просто в соседний дом. Чем тебе дорог Автозавод и твой двор в частности?
Тут я Джекилл и Хайд. Обычно я терпеть не могу и Автозавод, и свой двор в частности, грязь, слякоть, людей в подпитии, подавленную агрессию и бедность, всё заставлено машинами.

С другой стороны, у Соцгорода есть какая-никакая история. Такой флёр большого социалистического проекта, который сломался и на его руинах ты существуешь. Энтузиасты стали проводить здесь экскурсии. Каждый день еду на работу и проезжаю через супер-арки в серобусыгинском квартале. Вообще, я очень люблю медленно и без особой цели ездить на велике по разным районам, лопать майские булки на качелях, подслушивать разговоры бабушек на лавочках. Но в моём внутреннем обзоре районов Нижнего Автозавод не на первом месте.
Насколько я знаю, ты никогда не был за границей. И вообще не стремишься путешествовать. Скажи, ты сознательно не хочешь иметь ничего общего с современным социальным маркером, отличающим «успешного, путешествующего человека» от «‎лузера» или просто реально нет никакого желания менять, хотя бы на короткое время, среду обитания?
Ну, это вопрос финансовых возможностей, я лузер и есть так-то. Не то чтобы я считал, что путешествовать — отстой, наоборот, книги всяких отбитых околопутешественников мне нравятся — битники, Стейнбек, «‎Записки русского путешественника» Карамзина — тот ещё угар. Недавно делал патч Владу Повеликину, это чувак на велосипеде доехавший до Байкала из НН. Это да, круто. Опять-таки, речь не про условный гедонизм отдыха в Турции, где можно много и вкусно поесть.
Вообще ты парень взрослый, серьезный. С женой и дочерью. Играет ли дочка в ретро игры?
Не. В какой-то момент пытался приучить её, но джойстик показался ей неудобным. Устанавливает ужасный казуальный отстой про котиков на планшете. Дед мороз планирует подарить ей аркадный автомат на новый год, пока изучает вопрос и ждёт скидок на кнопки на алиэкспрессе.
ART PART VOL. 15: ФЁДР ПЕРЬЕВ

Instagram: @fedr_perrev

Grade Moscow
3 Oct, 2021